фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Все на слем!

Как вызвать эмоции и дать возможность выразить то, что чувствуешь, хорошо знают участники поэтических слемов, или битвы поэтов. Они проходят в Иркутске уже нескольких лет. Есть свои чемпионы и постоянные зрители. Подробнее — в нашем материале.

Последний четверг месяца
Слемы в нашем городе начали проходить в 2010 году с переменным успехом — то реже, то чаще. Ведущими и организаторами стали иркутские поэты Игорь Дронов и его жена Анна Асеева. Сегодня именно Анна идейный вдохновитель и организатор слемов. Для проведения нужно несколько составляющих — располагающая атмосфера, чаще всего кафе, сцена, микрофон и хороший звук. Плюс, собственно, поэты и зрители.
Несколько лет слемы собирали почитателей в последний четверг каждого месяца. Хотя участники люди творческие, процесс четко организован. Каждому, кто поднимается на подмостки, выставляют оценки. Определяют тройку лучших за месяц — победителя и двух призеров. Затем, в декабре, они становятся участниками итогового состязания. Признанный лучшим на региональном суперфинале, получает путевку на всероссийский этап. А там и до мирового уровня рукой подать.

Ìîñêâà. Íà 31-é Ìîñêîâñêîé ìåæäóíàðîäíîé êíèæíîé âûñòàâêå-ÿðìàðêå.

Ìîñêâà. Íà 31-é Ìîñêîâñêîé ìåæäóíàðîäíîé êíèæíîé âûñòàâêå-ÿðìàðêå.

Поэт — не червонец
В декабре 2021-го слем в Иркутске выиграл банковский работник Антон Кременецкий. Он же представлял Приангарье в Москве, где собрались 14 претендентов на победу из разных регионов. Выбиться в призеры Антону не удалось, но заявить о себе точно получилось. Сам он отмечал, что немного не попал в аудиторию. Но, как говорится, поэт — не червонец, чтобы всем нравиться.
В активе иркутян пока нет золота всероссийского слема, но в числе призеров они были несколько раз. И дело не только в произведениях. Оценивается как текст, так и исполнение, ведь это еще и зрелище, включающее в себя, в том числе, элементы перформанса, театра, рэп-батла. В общем, мало складывать рифмы, нужно еще быть немного актером.

Больное горло и провал
Слемы, кстати, не менее драматичны, чем спортивные состязания. Иной раз претенденту на победу мешает больное горло — читал тихо, зрители не слышали. Кому-то, напротив, не пошел на пользу излишний задор. Есть и еще одно но! На всероссийском уровне участников из Москвы и Санкт-Петербурга обычно поддерживают болельщики, создают атмосферу, а приезжим в этом смысле труднее. Они не дома, стены не помогают. Да и когда выходишь к микрофону в своем городе, отношение публики немаловажно, а результат, говорят участники, для них нередко становится сюрпризом.
— Позавчера имела удовольствие поучаствовать в поэтическом слеме. И к большому удивлению заняла второе место! — разоткровенничалась одна из участниц слема в декабре прошло года в Иркутске. — Одного балла не хватило до первого! Хотя изначально рассчитывала лишь на обойму из помидоров, периодически летящих в лицо. А получилось вон оно как! Ну а в целом сей способ времяпровождения и культурного отдыха мне очень понравился. Весьма задушевно и увлекательно. Еще и деньги можно выиграть!

Если серьезно
Главное в слемах то, что они дают возможность открывать для публики новых авторов. А последним, в свою очередь, получать, как модно говорить сегодня, обратную связь. Причем не просто от случайных зрителей. Эти встречи объединяют тех, кто поэзию сам, может, и не пишет, но активно читает, слушает, любит.
Правда, сейчас Иркутск рискует остаться без слемов. Анна Асеева сообщила в феврале, что временно, на пару месяцев приостанавливает их проведение. Но, возможно, после творческой паузы этот вид творчества в нашем городе получат новое дыхание.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Заклятие разрушилось
Иркутянка Евгения Скареднева сама пишет стихи и, соответственно, знает процесс изнутри, а также ориентируется в поэтическом сообществе города. Мы спросили у нее, как рождаются в голове строчки, общаются ли авторы друг с другом и что привнес в творческий процесс интернет.
— Что стало отправной точкой для первых стихов?
— В раннем возрасте, когда дети осваивают родной язык, многие пытаются что-то рифмовать. Обычно это проходит само по себе. У меня тоже был такой этап. Потом я пыталась писать стихи в 3 — 5-м классе школы, сейчас они мне кажутся наивными. Одновременно читала большое количество стихов. Я в принципе была читающим ребенком и прочитывала все, до чего могла дотянуться. Потом была очень длинная пауза. Желание писать какие-то строчки вернулось ко мне, я отлично помню, осенью 2016 года. Села в самолет на рейс Тюмень — Москва — Иркутск и на одном дыхании записала стихотворение — без каких-либо терзаний, остановок, поиска слов и точных образов. С тех пор — в шутку говорю — заклятие разрушилось и я что-то время от времени пишу.
— Общаются ли авторы между собой, следишь ли за творчеством других?
— Общаюсь и с иркутянами, и с авторами в других городах. За последние пару лет приняла участие в нескольких поэтических фестивалях и конкурсах, семинарах, где обмениваются опытом, читают друг другу свои произведения, получают обратную связь, в том числе критику со стороны мастеров. Не сказала бы, что пристально слежу за творчеством кого-то конкретного, но есть друзья, стихи которых я читаю, на странички которых подписана в соцсетях. Не фанат, но отношусь с интересом и уважением. Если взять конкретно Иркутск, то здесь все авторы знают друг друга и в курсе творчества каждого, в том числе благодаря соцсетям.
— Интернет изменил поэтическую среду?
— Благодаря распространению интернета у людей есть возможность писать не просто в стол или для чтения в узком дружеском кругу, а публиковать у себя на странице. Тем самым знакомить со своим творчеством широкую аудиторию. Раньше автору, чтобы получить признание, нужно было непременно публиковаться в толстых литературных журналах. Они, кстати, есть и сегодня.
Существует даже некоторое разделение. О тех, кто публикуется в интернете, иной раз говорят «сетевая поэзия», а о тех, кто в журнале после просмотра серьезной редколлегией, — «нетленка». Лично мне кажется, что все по своим местам расставит только время. О себе говорить, что я поэт, не готова. Говорю, что пишу стихи. На мой взгляд, это более честно.

ФАКТ
Поэтически слем зародился в Чикаго в 1986 году. Первый конкурс был инициирован американским поэтом Марком Смитом для популяризации поэзии вне академической среды.

Еще нет комментариев

Добавить комментарий