Итоги конкурса на присуждение премии губернатора Иркутской области «Лучший педагогический работник в сфере дополнительного образования детей» в Приангарье подводят ежегодно. Уходящий 2022-й не исключение. По результатам конкурса 40 педагогическим работникам, набравшим наибольшее количество баллов, была присуждена премия — 25 тысяч рублей. В числе лучших — педагоги из 18 муниципальных образований региона. Мы поговорили с лучшими из лучших и узнали что привело их в профессию и почему детям важны не только школьные уроки.
Главное, чтобы занятия нравились ребенку
Яна Романова, хореограф, лауреат премии губернатора Иркутской области в рамках конкурса «Лучший педагогический работник организации дополнительного образования», руководитель методического объединения по хореографии в Центре развития творчества детей и юношества «Узорочье».
— С чего начался ваш путь в искусстве?
— Я занимаюсь хореографией с первого класса школы. И сразу, как пошла в танцевальный кружок, решила для себя, что буду непременно преподавать. Так и случилось, после получения аттестата поступила в академию культуры на специальность «руководство любительским хореографическим коллективом». К тому моменту у меня уже был пусть и не большой, но практический опыт — я руководила школьным танцевальным ансамблем. До получения диплома совмещала учебу с выступлениями — танцевала в двух ансамблях и в народном театре. Потом сосредоточилась именно на преподавании.
— Не жалеете, что выбрали преподавание, а не собственную танцевальную карьеру?
— Я и сейчас иногда выхожу на сцену. Не так давно было мое первое сценическое выступление в полном образе, спустя 7 лет. Это одновременно и волнительно, и ответственно, ведь я танцевала со своими же учениками. Нужно было быть на уровне, я же педагог, да и самокритику никто не отменял. Но получила огромное удовольствие от самого процесса быть частью нашего ансамбля на сцене.
— А работа за сценой — она какая?
Непростая, конечно. Но свою профессию очень люблю и ценю. Она дарит мне энергию и вдохновение, новые идеи. Возьмем, например, каникулы. Мы о них ничего не слышали (смеется). Для нас каникулы — отличное время для работы над собой, своим телом, для отработки танцевальной техники, ведь у ребят больше свободного времени. Мы даже летом особо не отдыхаем — гастролируем, выступаем на мероприятиях, участвуем в конкурсах.
На ваш взгляд, насколько сегодня для ребенка важно дополнительное образование?
— Безусловно, такие занятия способствуют всестороннему развитию ребенка. И помогают, поверьте мне, лучше учиться в обычной школе. Например, танцы разгружают мозг от школьной нагрузки, информация воспринимается эффективнее. Главное — правильно распределить время, подобрать удобный график занятий и то направление, которое будет нравиться прежде всего самому ребенку, а не только родителям, будь то танцы, футбол, плавание, вокал. Сама я училась в школе на «отлично», хотя занята была постоянно: кроме танцевального кружка занималась в театральной студии и музыкальной школе. И не нужно отчаиваться, если сразу что-то не получается. Простой случай из практики: один из наших танцоров, не подающий больших надежд еще каких-то пять лет назад, сегодня перешел в основной состав и даже исполняет сольные элементы. Терпение, труд и искренняя заинтересованность в результате все перетрут.
— Насколько трудно стать победителем профессионального конкурса?
— Однажды я загадала желание выиграть педагогический конкурс. И оно сбылось. Три года назад я стала победителем регионального профессионального конкурса среди молодых педагогических работников «Новая волна» в номинации «Лучший педагогический работник организации дополнительного образования». Но просто загадать желание, конечно, мало. Например, мастер-классы и семинары — неотъемлемая часть моей жизни. Обучаясь сама, я могу много интересного привнести в учебный процесс и заинтересовать своих артистов. Также, на мой взгляд, важнейшее слагаемое успеха — это любовь к своей работе, к делу, которому служишь. Моя любовь с ансамблем «Узорочье» случилась сразу же и бесповоротно. Тем более что мы прославляем нашу народную сибирскую культуру, что очень ценно и важно для меня.
Все должно быть дозированно и продуманно
Татьяна Гилевич, заместитель директора Станции юных натуралистов, лауреат премии губернатора Иркутской области в рамках конкурса «Лучший педагогический работник организации дополнительного образования».
Как вы стали педагогом?
Никогда не думала, что свяжу свою жизнь с педагогикой. Мечтала об авиации. Окончила Иркутский авиационный колледж, а затем технический университет гражданской авиации. На втором курсе колледжа мне предложили поработать лаборантом в кабинете информатики. Здесь началась моя трудовая карьера, которая была тесно связана с работой по оказанию помощи курсантам. Мне очень понравились эти первые шаги в педагогической деятельности. А в 2001 году судьба привела меня на Станцию юных натуралистов, в это уникальное место со своими добрыми традициями. Здесь мне и пригодились навыки декоративно-прикладного творчества, полученные в детстве.
Вы сами в детстве ходили в кружки?
Конечно! Причем в несколько кружков одновременно. С большой теплотой и любовью вспоминаю своего педагога Елену Александровну, которая привила мне любовь к декоративно-прикладному творчеству. Она научила меня техникам макраме, вязанию крючком и спицами. Разглядев во мне творческие способности, пригласила в театральный кружок. С постановкой «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца», в котором я играла капризную принцессу, мы стали победителями районного смотра-конкурса художественной самодеятельности.
— Как удавалось все совмещать и по плечу ли это сегодняшним детям?
Совмещать кружки и учебу в школе мне лично было очень просто, училась только на пятерки, до сих пор в семейном архиве лежат похвальные грамоты и дипломы. Но одно могу сказать с уверенностью, что дополнительное образование ребенок должен выбирать сам, по своему желанию, а родителям нужно только поддерживать и направлять.
Сейчас, как правило, ситуация складывается обратная. Родители пытаются нагрузить ребенка, считая приоритетным то направление, которое им самим кажется оптимальным. Очень часто встречаю детей, которые с неохотой идут на дополнительные занятия. А еще хуже, когда у ребенка совсем нет свободного времени, чтобы элементарно поиграть в любимые игры, потому что у него все дни расписаны и сразу после школы он бежит на три-четыре кружка, а вечером без сил плетется домой, чтобы успеть выполнить уроки. Все должно быть дозированно и продуманно с умом!
ЦИФРА ДНЯ
267 организаций дополнительного образования в Иркутской области, в которых занимается более 200 тысяч детей.
При школах работает свыше 5000 кружков. Их посещает как минимум 100 тысяч учащихся.
Благодаря таким педагогам молодежь раскрывает таланты!
Успехов и удачи молодым талантливым специалистам.