Ольга Истомина, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин Педагогического института ИГУ

Педагогика — это востребовано

Чтобы стать педагогом, сначала нужно выучиться самому — получить профессиональное образование. Соответствующие программы предлагают и учреждения среднего специального образования, и вузы. Казалось бы, профессия не обещает больших заработков, но значит ли это, что конкурс среди абитуриентов невысокий? Разбирались в тонкостях современного педагогического образования и в том, каковы шансы занять бюджетное место.

Конкурс — как в космос

В Иркутском региональном педагогическом колледже по итогам минувшей приемной кампании конкурс был 5 абитуриентов на бюджетное место: при плане набора 645 человек комиссия получила более трех тысяч заявлений. При этом самой конкурентной оказалась специальность «информационные системы и программирование» — 9 человек на место. А больше всего заявлений — 823 — было подано на «преподавание в начальных классах», где план предусматривал 150 бюджетных мест.

И такой конкурс в колледже не исключение, а скорее правило. Привлекает, в том числе, то, что учеба одной скучной зубрежкой не ограничивается. Например, на недавнем конкурсе «Молодые профессионалы» студенты специальности «дошкольное образование» успешно продемонстрировали умение проводить бодрящую гимнастику после дневного сна, организационно-мотивационную беседу, развивающую игру и театрализованную игру в детском саду.

Два профиля подготовки сразу

Те, кто видит себя педагогом, в Иркутске могут получить подготовку по двум профилям. Например, «Безопасность жизнедеятельности — География», «Биология — Химия», «Математика — Дополнительное образование» и другим. Для студентов это возможность в будущем преподавать квалифицированно сразу два предмета или совмещать работу в общеобразовательной школе и в учреждении дополнительного образования.

— Дочь, к моему большому удивлению, готовится к поступлению в педагогический вуз. Честно говоря, мы с мужем думали, что ей ближе экономика или менеджмент, но нет. А как же зарплата? — спросили мы ее. Но дочь успокоила. Она выбрала направление подготовки «Иностранный язык: английский и китайский». Тут мы и перестали переживать. С такими знаниями не пропадет. Правда, теперь новая головная боль — как поступить на бюджет, — делится планами иркутянка Марина Панарина.

Магистратура и школьный класс

Марина Петрова — воспитатель в детском саду в Иркутске. Стаж работы больше десяти лет. Но с этого года она еще и студентка — поступила в педагогическую магистратуру по направлению «Дошкольное образование». Лекции дважды в неделю — по пятницам во второй половине дня и с утра в субботу, но это не значит, что в остальные дни Марина не вспоминает об учебе.

— Приходится готовиться к практическим занятиям, много читать научной литературы. Конечно, времени в обрез — еще ведь есть работа, дом, семья. Но мне нравится получать новые знания, развиваться профессионально, — говорит Марина.

Заинтересованность в профессии сегодня стараются воспитывать и в тех, кому поступать только предстоит. В Иркутске в разных школах действует восемь педагогических классов. В образовательную программу добавлены такие предметы, как «основы психологической культуры» и «введение в педагогическую профессию». В этих классах обучается около 200 школьников.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

— Когда я после девятого класса поступила в педагогический колледж, то моей целью было пройти ускоренное обучение — закончить 10 — 11-й классы в течение одного года, — рассказывает иркутянка Александра Кашурникова. -В тот момент такая возможность в колледже была. А спустя год стало понятно, что совершенно не представляю, кем хочу быть. Тогда я посоветовалась с родителями. Решили не торопиться и продолжить обучение, понять, что делать дальше.

Кашурникова

В колледже училась на специальности «учитель информатики» с дополнительной подготовкой «мультимедийные технологии в образовании», что было связано с монтажными программами. В то время в колледже только создавался медиацентр, и мне удалось попробовать себя в роли журналиста и ведущей. Вместе с командой мы создали первую программу студенческих новостей, в которой рассказывали о жизни колледжа на внутреннем телевидении.

Думаю, мне повезло попасть именно в этот коллектив, у нас были увлеченные преподаватели и сильная креативная команда, внеучебная работа в колледже кипела. Кстати, именно в этих стенах я впервые вышла на сцену в качестве ведущей мероприятия. В общем, это и определило выбор моей профессии — в вуз поступала уже на журналистику.

В колледже я также получила большой опыт работы с молодежью, стала «Студентом года — 2009», в течение нескольких лет была председателем областного студсовета СПО. Сегодня в своей профессиональной деятельности  нередко обращаюсь к опыту, который получила за годы жизни в колледже, именно жизни, она была у нас яркой.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Ольга Истомина, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин Педагогического института ИГУ:

В подготовке педагогов ориентир на практику

— Педагогическое образование не стоит на месте, оно регулярно обновляется, модернизируется. Так, например, увеличилось количество часов по иностранным языкам, появились краткосрочные дисциплины, например «повышение финансовой грамотности» — актуальный сегодня курс для всех профилей подготовки. В данный момент главный маркер педагогического образования — практикоориентированность.

Мы расширяем базу наших партнеров. Это не только образовательные учреждения (детские сады, школы), но и методические центры в регионе, с которыми мы проводим большое количество совместных мероприятий. Десять процентов образовательной программы реализуют представители работодателя — руководители образовательных организаций, методисты, учителя, воспитатели со стажем. Практикоориентированный подход определяет и необходимость проведения конкурсов профессионального мастерства, причем не только среди состоявшихся учителей, но и среди студентов старших курсов. Так, на нашей кафедре в декабре будет финал конкурса «Я — будущий учитель обществознания», где участвуют студенты 4-го курса: они готовят, в частности, творческие задания, фрагменты уроков.

Что касается портрета современного студента педагогического вуза, то это не только девушки. Физика, физкультура, информатика, обществознание — эти дисциплины привлекают и юношей. Среди абитуриентов немало жителей территорий области. Кроме того, приезжают ребята из соседних Бурятии и Забайкалья. Конкурс на бюджетные места сохраняется, тем более что количество таких мест в последние годы не растет.

В целом же, несмотря на сложности профессии, высокую степень ответственности и минусы финансирования, есть и существенный плюс — гарантированное трудоустройство выпускников. Спрос на педагогов остается стабильно высоким.

КСТАТИ

Много талантливых ребят

Татьяна Вольфман, секретарь приемной комиссии Черемховского педагогического колледжа:

— В этом году 62% наших абитуриентов имеют достаточно обширное портфолио. Например, у них есть золотой значок ГТО, курсы психолого-педагогических классов муниципального и областного уровня, победы в различных олимпиадах. Приходит много ребят, в активе которых  оконченные с отличием музыкальные или художественные школы. Мы очень рады таким разносторонним студентам.

 

2 Отзывов по “Педагогика — это востребовано”

  1. Дима Г. 19.12.2022 в 14:04 #

    Профессия интересная, но непростая — нужен талант и призвание.

  2. Анна К. 19.12.2022 в 14:05 #

    Спасибо за полезную информацию.

Добавить комментарий