фото:  Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Гид по автоспорту

Говорим автомобили, и сразу на ум приходят дорожные пробки. Не будем о грустном. Лучше поговорим про азарт, высокие скорость, гоночные трассы – все, чем так знаменит автоспорт. Большинство из нас следит за гонками со стороны – кто-то смотрит соревнования на экране, кто-то пробуем «погонять» в компьютерной игре. А если все же хочется большего? Где можно прикоснуться к автоспорту по-настоящему, почувствовать себя частью столь увлекательного мира? Отвечаем на эти вопросы.
За руль раньше, чем получил права
Путь в автоспорт для многих начинается вовсе не с получения водительских прав. А с картинга – небольших, легких и маневренных автомобилей. Наверняка, не раз такие видели – в Иркутске есть несколько клубов, где можно сесть за руль карта. Но сразу отметим, что удовольствие это не копеечное. Абонемент на четыре занятия по часу в группе в одном из клубов обойдется в пять тысяч рублей. Индивидуальная тренировка будет стоить три тысячи рублей. Обучение начинается с самого простого – правильной посадки в карте. Дальше по нарастающей – слаженная работа с рулем и педалями, умение эффективно обгонять соперника, обучение управляемым заносом и многое другое. Плюс уделяют внимание воспитанию лидерских качеств и психологии гонщика. В данном случае используются электрокары – они экологичные, ездят без шума, пыли, дыма и запаха. В пилоты принимают даже совсем малышей, начиная с 5-летнего возраста.
Почти «Формула-1»
Запись на несколько программ картинга предлагает портал дополнительного образования «Навигатор 38». В описании одной из них стоит цитата знаменитого Михаэля Шумахера в ответ на вопрос: чем картинг отличается от «Формулы-1». «Практически ничем, разве что только в «Формуле-1» динамика разгона и скорости выше», – сказал знаменитый гонщик. Секции есть в разных городах региона. В Иркутске – на базе Центра развития дополнительного образования детей. Здесь программа серьезная, предусматривающая не только уроки вождения. Предполагается, что дети освоят слесарные инструменты, научатся тонкостям регулировки двигателя и ходовой части карта, овладеют приемами работы на различных металлообрабатывающих станках. Но также они научаться двигаться на карте по учебной трассе и управлять им в условиях спортивных соревнований, предусматривающих, в том числе, фигурное вождение. Кстати, одно из самых известных в регионе учреждений допобразования в сфере автоспорта находится в Братске. Это местная Детско-юношеская спортивно-техническая школа по автомотоспорту. Здесь уже нужно проходить отбор – сдавать контрольные тесты на координацию, силу, выносливость, вестибулярную устойчивость. В начале 2025-го года в Братске прошел открытый чемпионат и первенство Иркутской области по автомобильному спорту в дисциплине картинг. Среди лидеров – спортсмены из областного центра, а также хозяева соревнований и ангарчане.

Адреналин и железные нервы

Для взрослых, которые хотели бы не просто «погонять», а существенно повысить свой уровень автовождения в нашем городе уже двадцать лет действует Центр высшего водительского мастерства. Здесь учат – как действовать в экстремальных условиях на дороге. В программе в том числе – правильное построение безопасной траектории при прохождении поворотов различной сложности, экстренное маневрирование, прогнозирование поведения автомобиля в экстремальных условиях движения и формирование психологической устойчивости для действий в критических ситуациях. В общем, все то, что и требуется в автоспорте.
Отдельная программа касается управления автомобилем в критических ситуациях на льду. Здесь уроки и вовсе не для слабонервных. Например, прохождение поворотов в заносе и в силовом скольжении, вращения автомобиля на 360, 720, 1080 градусов и способы выхода из вращения, экстренный разгон на скользком покрытии, полицейский разворот. Вот где точно понадобятся железные нервы.
Цель обучения здесь – вовсе не в том, чтобы взрослые потом «летали» на скорости. А в повышении уровня безопасности водителя.

ВАЖНО!
ТОП-5 качеств, необходимых гонщику
1. Зрительное восприятие: речь не просто об остроте зрения, а о способности получать максимум информации глазами, не пропуская деталей.
2. Чувство скорости: говорят, что великие гонщики без приборов могут проходить трассу раз за разом, соблюдая на поворотах скорость с точностью до километра.
3. Физическая выносливость: соревнования проходят в самых разных условиях, порой бывает очень жарко и пыльно. Без тренировки организм быстро сдастся.
4. Стрессоустойчивость: психологическая стабильность, выдержка, умение держать внутренний баланс настолько важны, что им уделяют едва ли не столько же внимания, сколько собственно вождению.
5. Быстрота реакции: автогонщик должен очень быстро анализировать информацию, принимать решения и переходить к действиям, просчитывая их последствия. В общем, голова как бортовой компьютер.
ФАКТ
Иркутск минувшим летом на несколько день превратился в гоночную столицу мира. В городе стартовало международное ралли Шелковый путь – 2025». Это труднейшая гонка на дистанции 5000 километров, причем половина из них – по бездорожью. Маршрут проходит через Россию и Монголию, а участниками гонки стали представители 15 стран. У жителей и гостей города была возможность увидеть в непосредственной близости гоночные автомобили, и собственно старт ралли. Такое не забывается!
ЦИФРА ДНЯ
4 мастера спорта России по автомобильному спорту сейчас есть в регионе.
2 из них получили эти звания в 2023 году. Это братчане Василий Демин и Алексей Масиков. Василий занял третье место на чемпионате России в дисциплине «кросс». Алексей стал вторым на чемпионате страны и третьим на Кубке России. Ранее соответствующие звания спортсмены нашего региона получали в 2012 году. Кроме того, пятеро представителей Приангарья в 2020-м году стали «Спортивным судьей всероссийской категории» по автомобильному спорту.

Еще нет комментариев

Добавить комментарий