Фото: Пресс-служба Иркутского областного художественного музея.

Богословие в красках

Следовать канону и в то же время не копировать древние образцы. Звучит сложно? Так и есть. Искусство иконописи само по себе не простое, требует от мастера не только совершенной техники, но и особой собранности, тонкого художественного вкуса, чувства меры. Иркутская иконописная школа имеет богатые традиции прошлого и достойное настоящее.

 

Искусство традиций

Сибирскому иконописанию как таковому ни много ни мало — 400 лет. Когда началось освоение Сибири, то поначалу строящиеся на новых землях церкви, монастыри и жилые дома обеспечивались привозными святынями из центра России. Но так было недолго — здесь сформировался свой цех с местной спецификой. Например, в Иркутском областном художественном музее хранится икона «Богоматерь Владимирская», созданная во второй половине XVII века — в самом начале существования города.

— Этот иконографический тип Богоматери, держащей на руках Младенца Христа, прильнувшего к ее лицу, получил на Руси название Умиление. Известно множество списков, иконографических вариантов. На иркутской святыне — одном из лучших памятников коллекции — сохранились фрагменты надписи, по которым можно предположить, что она была написана нашим мастером по заказу крестьянина Матюшки Лылова, — рассказывает искусствовед Ирина Буханцова.

Кстати, количество икон в нашем городе два-три столетия назад уже исчислялось тысячами: над дверьми домов, лавок, в присутственных местах — везде ставились. По оценке историков, только в течение XVIII века в Иркутске было написано около 10 тысяч святынь. В целом же, чтобы разобраться в особенностях сибирской иконописи, как раз и нужно посетить Иркутский художественный музей, где собрана обширная коллекция, а также нередко проходят тематические экскурсии.

Фото: Пресс-служба Иркутского областного художественного музея.

Фото: Пресс-служба Иркутского областного художественного музея.

Высокая оценка патриарха

Иркутские иконописцы сегодня продолжают традиции предшественников. Большинство их работ, как и положено, находятся в храмах по всей области. Прихожане зачастую и не догадываются, что у той или иной святыни или настенной росписи в храме есть конкретный автор, более того — он наш современник. Кстати, высокую оценку сибирской иконописи дал сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда приезжал в 2011 году. В архивах Иркутской епархии сохранились воспоминания о том, что когда он увидел святыни, которые пишут здесь, в соборе Богоявления, в Казанском храме, был просто поражен, говорил, что «никогда здесь этого не ожидал».

Порой иконы становятся частью музейной экспозиции. Так, дважды в Иркутске — с перерывом в десять лет — проходила выставка «Под сводами храма». На той, что состоялась осенью прошлого года, можно было увидеть произведения авторов из Иркутска, Ангарска, Усть-Илимска и Тулуна — всего 50 работ. Среди них руки Игоря Смирнова, написанная для храма в поселке Хужир на Ольхоне. Он же занимался росписью храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Пивовариха. Еще одни участники — супруги Алексей и Елена Сукневы, которые пишут для Михаило-Архангельского Харлампиевского храма в Иркутске. Кстати, недавно они завершили реставрацию двух старинных икон, которые датируются концом XVIII века.

— Самое сложное — это лики, — рассказывает Елена. — Но в этом случае, можно сказать, повезло: на реставрации оказались сразу две иконы, похожие между собой, в одном стиле, скорее всего, из одной мастерской. Вот так и смотрели, где что сохранилось — достраивали, переносили с одной на другую. Мы не привносим своего, мы переносим лишь то, что уже есть, на места, где разрушено.

 

Профессиональная команда

Елена Алешина, иконописец Иркутской епархии, член Союза художников России — одна из первых современных иконописцев Иркутска. Ее вместе с коллегами — Ириной Горбуновой и Михаилом Лутаенко — митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан назвал настоящей профессиональной командой. Их визитной карточкой стала роспись Иркутского кафедрального Богоявленского собора.

— В музее проходила выставки этих замечательных иконописцев, — рассказывает Ирина Буханцова. — Главной ее целью было показать, что современная икона существует и она далеко не всегда только ремесло. В иконописи есть моменты творческого поиска. Художники не копируют древние образцы, а ищут, опираясь на них, свой язык, соотнося со знанием богословия, церковного канона, иконографии, композиции, колорита и символики цвета. У них есть индивидуальные особенности и творческий поиск каждого. Но при этом их объединяет единое понимание традиции, канона, пространства храмовой культуры. Опыт совместной 25-летней работы позволяет художникам Иркутской епархии успешно решать художественные задачи в благоукрашении храмов.

Елена Алешина еще стала инициатором проведения в Иркутске I Байкальской школы иконописи, которая прошла год назад. Образовательная программа продлилась четыре дня. Участники обсудили актуальные вопросы развития иконописи в регионе, обменялись опытом с ведущими российскими мастерами. Также прошли уникальные мастер-классы. Например, по технике приготовления твореного золота и технике полиментного золочения на яичный белок. Звучит сложно? Повторимся: в иконописи нет ничего простого.

 

КСТАТИ

Исторический факт

Иконописцами был иркутский воевода Леонтий Кислянский, направленный в Сибирь из Москвы для розыска полезных ископаемых. Также известно, что сам святитель Иннокентий занимался иконописанием.

 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Подарок от губернатора

Одна из редких икон в собрании Иркутского художественного музея появилась в 1997 году. Это подарок Юрия Ножикова, занимавшего в то время пост губернатора региона. Икона «Никола Можайский» принадлежит к особой группе рельефных и представляет собой скульптуру с уплощенной спиной, приставленную к плоскости. Кстати, этот святой, известный как Николай Чудотворец, был особо почитаем на Байкале как покровитель мореплавателей.

 

ЦИФРА ДНЯ

Из более 1500 икон, предполагаемо созданных в Иркутске в первое 50-летие существования города, до нашего времени сохранилось около 40.

 

Еще нет комментариев

Добавить комментарий