Вы запускали бумажные самолетики? А может даже мечтали построить настоящую крылатую машину? У современных иркутских девчонок и мальчишек есть возможность попробовать себя если не в авиастроении, то в авиамоделировании точно! Причем, со временем получиться создать самый что ни на есть настоящий самолетик, который полетит высоко и далеко. Заинтересовались? Тогда расскажем, как сегодня воспитывают будущих авиаконструкторов.
Самолет на первом уроке
Энтузиазм, увлеченность самолетами, педагогические способности, опыт работы на авиазаводе– все это есть у иркутянина Игната Астафьева, директора иркутского Детского авиационного центра. Сегодня он обучает детей авиамоделированию и созданию беспилотных летальных аппаратов. Центр расположен в Иркутске-2, но по словам директора, местных – не больше половины. Приезжают ребята со всего города и пригородов.
— У меня своя система обучения, — говорит Игнат Астафьев. — Уже на первом уроке ребенок собирает свой первый самолет. Сегодня реалии таковы, что если дети не видят результата за короткое время, они быстро теряют интерес к занятиям, – говорит наставник. – Часть крупных деталей для моделей новичков я изготавливаю заранее на станке, они добавляют мелкие детали, учатся настраивать самолет, узнают принципы его работы, учат устройство самолета. Со временем уже дети сами подключаются к созданию компьютерных чертежей, что тоже соответствует времени – если они придут на завод, то чертить с линейкой и ластиком им уже не придется.
Советский авиаконструктор Андрей Туполев когда-то сказал: «Самолет взлетает, если он красивый». Сегодняшние модели, по оценке нашего собеседника, и в самом деле получаются красивыми. В том числе, благодаря материалам. Уже нет надобности использовать дерево, которое долго сохнет. Основные материалы – фанера, пенопласт, скотч, все то, что можно купить в обычном строительном магазине, за исключением радиодеталей.
— Простота обманчива. Без обучения, без тренера ребенок самолет не соберет. И тем более, не сможет настроить его для полета, – обозначает ситуацию специалист.
В конструкторы – с восьми лет
В центре занимаются дети в возрасте от 8 до 12 лет. Более старших воспитанников пока нет в силу того, что сам центр существует относительно недавно. Также, по словам Игната Астафьева, завлечь старшеклассников «с ноля» затруднительно – у них уже другие интересы. Получается, что кадры нужно растить с детства. Восемь лет – оптимальный стартовый возраст. Обычно в это время ребенок уже вполне способен внимательно слушать преподавателя и со всей ответственностью может относиться к технике безопасности. Никаких строгих требований к желающим заниматься нет – отметки по математике не проверяют, таблицу умножения не спрашивают. Здесь готовы научить всему – было бы стремление и готовность не пропускать занятия.
Как отмечает Игнат Астафьев, очень часто решение – чем заниматься – за детей принимают родители. Сами они могут даже не знать о существовании подобного кружка. Но вот если узнают, то выстраиваются в очередь. Так было в детском лагере «Ласточка», где этим летом проводились занятия по авимоделированию.
— В первую же смену записалось сто детей. Желающие даже занимали очередь. В последующие смены также был аншлаг. Также впервые в моей практике пришли заниматься девочки, справлялись наравне с мальчишками, – говорит тренер. Кстати, к концу смены у каждого получился свой самолет – на память о лете, а для кого-то возможно – как стимул для выбора будущей профессии.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
«Болели» не только дети
Авиамоделизм в СССР был развит очень хорошо. Даже в голодные 1930-е авиамодельные кружки действовали чуть ли не в каждой школе и в каждом клубе страны. Также они работали на базе станций юных техников и подразделений ДОСААФ. Только в Иркутске насчитывалось около 20 таких кружков! Все они финансировались государством. Издавались журналы, посвященные этому виду досуга. Регулярно проводились городские, областные, союзные и международные соревнования по авиамодельному спорту. Авиамоделями «болели» не только дети, но и многие взрослые солидные люди. Недаром советская школа моделирования летающих моделей-копий — зрелищного класса — до сих пор не имеет аналогов в мире и очень высоко ценится среди понимающих людей.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Состязания в небе
Авиамоделисты еще и соревнуются между собой. В Иркутской области регулярно проходят различные турниры, собирающие энтузиастов-конструкторов. Значимым событием весны в Иркутске стали Всероссийские соревнования по авиамодельному спорту в классе F2D (воздушный бой), являющиеся отборочным этапом Кубка России и включенные в единый календарный план Министерства спорта России.
В июне этого года на областном чемпионате по авиамодельному спорту участники представили собственноручно сконструированную технику разных классов. А в конце лета наш регион принимал чемпионат Сибирского Федерального округа по авиамодельному спорту в классе свободно летающих моделей F1. За победу в личном и командном первенстве боролись спортсмены из Иркутска, Братска, Усолья-Сибирского, Абакана, Красноярска, Барнаула, Томска, Новосибирска, Улан-Удэ. Примечательно, что в равных условиях состязались как титулованные спортсмены, в том числе мастера спорта международного класса, разрядники, так и те, кто только начинает свой путь в этом виде спорта.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
О плюсах для ребенка
- Расширяется кругозор;
- Улучшается память;
- Развивается мелкая моторика;
- Появляются технические навыки – отремонтировать, выточить, отпилить.
- Растет интерес к изучению точных наук;
- Появляются друзья-единомышленники.


Еще нет комментариев