самокат Александра Будаева

Постой, самокат! Гироскутеры, велосипеды, моноколеса становятся новым видом общественного транспорта

Куда ни выйди на променад, везде встретишь мчащихся на всех парусах любителей электросамокатов. Этот вид передвижения в Иркутске становится все популярнее! В центре города даже стоянки с арендой для них появились. И таких точек проката становится все больше! Как и приверженцев другого экотранспорта — велосипедов, скутеров, гироскутеров и прочих «средств индивидуальной мобильности». А выделенных дорожек для них как не было, так и нет! Есть ли решение проблемы, пыталась разобраться корреспондент «Новостей Иркутска».

НА ТРОТУАРАХ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО
Итак, кто кому больше мешает — пешеходы владельцам экотранспорта или они пешеходам? Решила проверить лично. На ловца, как говорится, и зверь бежит: напротив дома недавно появилась точка кикшеринга (kick — «толчок ногой» и sharing — «передача другому». — Прим. ред.) — за 5 рублей в минуту можно арендовать электросамокат и прокатиться до другой кикшеринговой парковки. Приложение компании показывает около 30 стоянок в центре города.
Однако у меня уже несколько лет как есть свой — обычный, механический, зато удобный! Его можно сложить и взять с собой, например, в офис. В выходной вытащила своего «железного коня» — и на остров Конный.
Маршрут выбрала наиболее ровный: от танка «Иркутский комсомолец» до бульвара Гагарина. Специально гнала как на пожар, чтобы посмотреть реакцию прохожих. Пешеходы шарахались от меня во все стороны, особенно пожилые, покрепче прижимая авоськи. Притормаживать заставляли только выбоины на тротуарах, высокие бордюры и лестницы, которые приходилось преодолевать пешком. За 20 минут я проехала 4 километра, вдвое быстрее, чем на своих двоих.
Сворачиваю на Юность и чуть не врезаюсь в толпу, которая кормит уток с моста:
— Куда прешь?! — слышу в спину.
— Совсем обнаглели, на стадион бы шли! Прямо по ногам!
На острове аллея шире, есть разметка для любителей экотранспорта, указывающая направление движения. Однако на нее, кажется, никто не обращает внимания: громоздкие прокатные велорикши заставляют объезжать их по встречке, дети устроили гонки на роликах, а велосипедисты прут прямо по газону. Пешеходы же, как зайцы, скачут из стороны в сторону, уворачиваясь от наезжающих на пятки гонщиков разных мастей.
А сами гонщики, и я в их числе, маневрирую между вышедшими на променад иркутянами. Суета!
И тут раздается:
«Разойди-и-ись!», — громко кричит мужчина на электросамокате, на плечах у него маленький ребенок. Толпа в рассыпную. А на мосту между Юностью и Конным уже случилось ДТП. Ребенок зацепился самокатом за торчащую доску (переправа деревянная) и в кровь разбил коленки…

ГДЕ ЕЗДИТЬ БЕЗОПАСНО?
Вопрос риторический. Оборудованных для катания мест в городе крайне мало, поэтому гонщики рассекают по тротуарам и аллеям парков и скверов. В основном это остров Юность, бульвар Гагарина и Нижняя Набережная, парки Парижской коммуны и «Комсомольский», площадь Академгородка.
Почему облюбовали именно их, ясно: здесь хороший асфальт и длинные аллеи — есть где разогнаться. Но эти зоны отдыха обожают и любители променадов. Вот и конфликт интересов. И если отсутствие выделенных линий для сигвеев и самокатов — проблема относительно новая, то история с велодорожками давняя. Ею занимается общественная организация «ВелоИркутск».
— Мы приложили руку к появлению нескольких велодорожек в городе: на улице Декабрьских Событий, где не требовалось расширение дороги, а только разметка и знаки, в Академгородке участок велопешеходной дорожки, на улице Авиастроителей вдоль парка и на улице Фурье, — рассказывает председатель общественной организации «ВелоИркутска» Григорий Скарченко. — Последний проект доказал, что велодорожки можно оборудовать даже в исторической части города, где дороги узкие. И в этом году несколько новых в городе появится.
— Речь идет о пяти улицах – Франк-Каменецкого, Горной, Верхней Набережной, Трактовой, окружной дороге микрорайона Солнечного, — рассказал заместитель начальника департамента развития дорожной и транспортной инфраструктуры мэрии города Руслан Батраченко.
Мало! Пять новых велодорожек напряженности не снимут! Не стоит забывать и о скейтпарках, которых в городе порядка 20, также откроются новые (за площадки сейчас проходит народное онлайн-голосование), но они созданы для спортсменов. Для детей и взрослых, желающих проехаться с ветерком в свое удовольствие, профессиональные снаряды явно не подходят.

ВАЖНО!
Владельцы сигвеев и гироскутеров — тоже пешеходы
Ограничивать скорость катания на средствах индивидуальной мобильности в Иркутске не собираются, ведь пока в России правил движения для них не существует. Владельцы самокатов, скейтов и гироскутеров рассекают по тротуарам вполне законно, ведь они тоже считаются пешеходами.
— Действующими правилами дорожного движения РФ установлены требования к движению только велосипедистов, электросамокаты, сигвеи, гироскутеры, моноколеса являются средствами индивидуальной мобильности, их владельцы действительно формально являются пешеходами, — объясняют в ГИБДД. — В случае нарушения ПДД им грозит штраф от 500 до 1000 рублей. Если в вас врезались на сигвее или самокате, то считаться ДТП не будет, однако это повод обратиться в полицию и написать заявление. В каждом конкретном случае будут разбираться индивидуально. Надо понимать еще один момент: если вас сбили и скрылись, найти виновного будет непросто. Номерных знаков у сигвеев и самокатов, как известно, нет. Здесь в помощь только кадры наружного видеонаблюдения или показания свидетелей.
Что касается велосипедистов, то все они, от 14 и старше, если только не сопровождают ребенка, должны передвигаться по велодорожкам. Если же их нет, — по дороге, в крайней правой полосе. Остальным же остается тесниться на тротуарах!

КОНКРЕТНО
Что выбрать
Гироскутер — это самобалансируемое транспортное средство, представленное в виде вертикальной планки с двумя колесами по бокам. Работает от аккумулятора, разгоняется до 18 км/ч.
Сигвей — электрическое самобалансирующее двухколесное транспортное средство. У водителя есть руль. Внешне сегвей напоминает мини-колесницу. Скорость до 50 км/ч.
Электросамокат — от простого собрата отличается наличием электромотора. Может развивать скорость до 40 км/ч.

КОШЕЛЕК
Цена вопроса
Гироскутер — от 10 000 руб.
Электросамокат — от 13 000 руб.
Механический самокат для взрослого — от 5000 руб., для ребенка — от 1000 руб.
Сегвей — от 15 000 руб.
Велосипед для взрослого — от 10 000 руб., для детей — от 5000 руб.

Подготовила: Александра ЛУКАНИНА.

Еще нет комментариев

Добавить комментарий