Общественному транспорту Иркутска - развитие!

Общественному транспорту Иркутска — развитие!

Несколько миллионов пассажиров в год перевозят троллейбусы, автобусы и трамваи.

Общественный транспорт играет огромную роль в развитии любого города. И Иркутск, конечно, не исключение. Сейчас в столице Приангарья добраться из любого района города в центр и обратно не составит труда, ведь только автобусов здесь порядка двух сотен, а есть еще 58 троллейбусов и более 40 трамваев. Все эти машины перевозят горожан по разным маршрутам.

По последнему слову техники

Автопарк обновляется ежегодно. Например, в конце 2020 года в Иркутск приехали десять трамваев из Москвы. Новые модели на 30% экономичней, оборудованы электронной системой управления, асинхронными тяговыми электродвигателями, которые обеспечивают плавный разгон. В вагонах есть климат-контроль и система видеонаблюдения, противоскользящий пол.

Планово закупаются автобусы, а также троллейбусы. Новые транспортные средства соответствуют времени — то есть, оборудованы всем необходимым, чтобы быть комфортными для всех горожан. Они изготовлены с низким расположением пола по всей длине салона. Это обеспечивает максимальное удобство посадки и высадки пассажиров. И особенно это важно для пожилых горожан, людей с ограниченными возможностями, женщин с детьми и колясками. Такие автобусы и троллейбусы оснащены устройством для съезда инвалидных колясок.

Кроме того, большинство новых моделей оборудованы системой ГЛОНАСС, что позволяет следить за передвижением машин через интернет — подходить к остановке незадолго до появления общественного транспорта нужного маршрута. Еще в них установлены речевые информаторы, бегущие строчки с указанием остановок. В ряде новых троллейбусов и вовсе можно подзарядить телефон или аудиоплеер, найдя на поручне

резиновую «крышку» с изображенным знаком USB. Кстати, если помните, с лета 2017 года рассчитываться за проезд во всех видах муниципального транспорта можно обычной банковской картой. Удобно. Конечно, привычный способ оплаты — деньгами или специальными проездными картами — остался.

Главное событие последних лет

Пожалуй, значимым событием в истории общественного транспорта последних двух лет стал запуск десятого троллейбусного маршрута в Иркутске. Его проложили по Академическому мосту. Экологичный транспорт связал два берега — маршрут № 5 возит горожан со сквера Кирова до микрорайона Синюшина Гора, а на обратном пути заезжает в Университетский. Выезжают на маршрут «рогатые» в 6.20, рабочий день заканчивается в 22.30.

— Протяженность составляет 21,15 километра, — рассказали в МУП «Иркутскгортранс». — Время в пути по маршруту улица Маршала Конева — улица Свердлова в час пик 52 минуты, а Свердлова — Маршала Конева — 31 минута.

Кстати, чтобы троллейбусы смогли ездить через Академический мост, в городе проделали немалую работу: проложили около четырех километров новых кабельных линий и установили 300 опор. А еще построили и запустили инновационную подстанцию. Она стала второй такой в нашей стране.

И не напрасно: согласно статистике, в год общественный транспорт Иркутска перевозит несколько десятков миллионов пассажиров, и почти треть из них предпочитает именно троллейбус. Хотя этот вид транспорта был последним, появившимся в нашем городе. Движение троллейбусов было открыто 6 ноября 1970-го. Две машины пустили по маршруту сквер имени Кирова — поселок Энергетиков, позже их число увеличилось до 12. Спустя два года маршрут продлили до остановки «Улица Жуковского». Со временем и количество машин выросло, и маршрутов стало уже десять.

Да, сейчас без общественного транспорта никуда. Современному человеку сложно представить, что еще каких-то сто лет назад его в Иркутске и в помине не было.

На своих двоих…

На возке, санях или ножками… Только так можно было передвигаться по Иркутску до 1837 года, когда в городе появились легковые извозчики.

— Первым примером общественного транспорта в Иркутске можно считать омнибусы, — рассказывает заместитель по науке МБУК МИГИ им. А.М. Сибирякова Светлана Трофименко. — Многоместные экипажи на конной тяге, способные одновременно перевозить до 12 человек. Появились они в 1899 году. Из летописи Нита Романова «Думой разрешено Н. Брюхановской движение двух омнибусов по следующей таксе: от Тихвинской площади (сквер им. Кирова) по Дягтеревской и Троицкой улицам до Вознесенского монастыря (Жилкино) с платою по 40 коп. с пассажира. 2. От Тихвинской площади до железнодорожного вокзала по 25 коп. 3. От учительской семинарии в Знаменском предместье … До хлебного базара (современный Центральный рынок) — 15 коп.

Автобусы в Иркутске появились в середине 1920-х годов, но были скорее ведомственными, общественные — только в 1940 году. Но помните, что это за время? Через год грянула Великая Отечественная война, и весь транспорт был снят с линий в пользу нужд армии. Восстановить регулярные перевозки по городу смогли только в 1947-м.

Первыми на трамвае проехали ветераны ВОВ

С появлением в городе электричества обсуждались проекты запуска электрического трамвая. Но они не осуществились. Только 24 апреля 1945-го Совет народных комиссаров СССР утвердил заказ на строительство в Иркутске трамвайного движения. В 1946 году был образован комитет содействия строительству трамвая.

— В него вошли представители городской власти, руководители крупных промышленных предприятий, учебных и научных учреждений, строительной организации «Иркутскстрой» и Восточно-Сибирской железной дороги, — говорит заместитель по науке МБУК МИГИ им. А.М.

Сибирякова Светлана Трофименко. — Трудовые коллективы, учебные заведения устраивали субботники и воскресники, помогая общему делу. Железнодорожники вели окончательные работы по прокладке рельсового полотна, обустройство светофоров, строили разъезды и тупики. В город Куйбышев отправили 18 человек на обучение новой специальности «водитель трамвая». 20 июля 1947 года было создано коммунальное предприятие «Иркутский трамвай».

Первый трамвай был пущен 3 августа 1947 года в 6 утра. На линию вышло три поезда из двух вагонов каждый. Право первыми проехаться на новом виде транспорта получили участники Великой Отечественной войны Иван Леонтьевич Звонкин, Елена Павловна Карбовская, Мария Антоновна Попова. Первая трамвайная линия была протяженностью всего 8 км, соединяла Центральный рынок и железнодорожный вокзал. Со временем маршрутов становилось все больше. Последним — в 1983 году — появился «путь» до микрорайона Солнечного.

Подготовила Мария КНЯЗЕВА

Один отзыв по “Общественному транспорту Иркутска — развитие!”

  1. Степан 22.02.2021 в 19:51 #

    Да, троллейбусы новые круты!

Добавить комментарий