Юрий Харлашкин.
Фото: Юрий Мордвинов.

Душа просит взяться за перо 

В Иркутске полторы сотни писателей и поэтов. И это только те, кто числится в тех или иных писательских организациях. Мы поговорили с тремя современными авторами и узнали, где они черпают вдохновение и над чем сейчас работают.

Пишет каждый день

Юрий Харлашкин работает над второю частью художественного романа «Кирилл и Мефодий». За стол 38-летний прозаик садится каждый день и работает часа по полтора. Многие узнали об иркутянине благодаря именно этому произведению. В 2018 году Юрий стал победителем областной литературной конференции «Молодость. Творчество. Современность» в номинации «Проза», после чего его приняли в Союз писателей России.

Первая часть о создателях славянской азбуки была опубликована в 2020 году. Кроме повествования о детстве будущих святых в книгу вошли и рассказы, коих в копилке Юрия не один десяток. Однако начинал свой творческий путь прозаик со стихов.

— Помню, было это во втором классе, мама предложила написать стишок к Новому году. Он был совсем простой: «Снег идет, идет, идет. Скоро будет Новый год!». За него я получил кулек конфет и тогда смекнул, что стихи приносят подарки, а потому интерес мой к поэзии сначала был исключительно меркантильным, — смеется Юрий Харлашкин. — Прозой заинтересовался в 16 лет. Начал посещать литературно-творческие объединения, ходил в Дом литераторов к поэтам Татьяне Суровцевой и Владимиру Максимову, а также в Союз российских писателей на поэтические вторники Анатолия Кобенкова.

Спустя пару лет случилась первая публикация. В сборнике «Первоцвет» напечатали стихотворение «Раскрой душу». После, в 2008-м, на страницах того же альманаха была опубликована уже первая повесть Юрия Харлашкина «Рассказчик».

— Вдохновение я черпаю из жизни, во всем, что меня окружает, — делится автор. — Все, что есть в моих рассказах, я либо пережил сам, либо видел это. По моему убеждению, произведение должно царапать читателя. Если оно прочитано и ничего в душе не оставило, значит, его миссия, а следовательно и моя, провалена.

Особое место в жизни Юрия Харлашкина занимает изучение древней истории и мифологии славян, отсюда и родилась идея романа «Кирилл и Мефодий».

— Он, конечно, художественный, но за основу взяты исторические факты жития святых, — отмечает Юрий. — Сейчас писать о таких значимых событиях намного проще, ведь библиотеки массово оцифровывают материалы, которые можно изучать удаленно.

Вдохновение всегда рядом

— Я никогда не планирую, о чем буду писать, — делится поэтесса Алена Рычкова-Закаблуковская. — Случается, приходит какое-то словосочетание или строка, и от них уже начинаешь отталкиваться. Причем никогда не знаешь, чем это закончится. Определенного времени суток для творчества тоже нет. Если идея возникла, то ее надо как минимум зафиксировать, иначе она улетучится.

алена

Алена Рычкова-Закаблуковская — автор трех книг стихотворений, публиковалась в различных литературных журналах, альманахах. Является лауреатом и дипломантом различных литературных конкурсов. Тяга к рифме появилась еще в школе, однако первые опыты были скорее подражанием. Собственное звучание появилось позднее. По первому образованию она руководитель самодеятельного театрального коллектива, по второму — психолог. Когда возникла необходимость в получении компетентной оценки, стала публиковать стихи на литературных порталах.

— Благодаря этому меня услышали и в Иркутске, — говорит Алена. — Поэты Игорь Дронов и Анна Асеева предложили принять участие в Фестивале поэзии на Байкале имени Кобенкова. В это же время произошло знакомство со Светланой Михеевой, руководителем Иркутского представительства Союза российских писателей, которая и предложила опубликовать книгу стихов. После выхода второй книги я была принята в Союз. Членство пугало ответственностью. Я боялась, что больше ничего не напишу, но, слава Богу, мое дело меня не оставляет.

Пишет Алена Рычкова-Закаблуковская о жизни и смерти, о смысле бытия, о любви и предназначении, а еще о семье.

— У меня много стихотворений и прозаических миниатюр, которые связаны с воспоминаниями мамы, с памятью рода, — рассказывает Алена. — Эта тема не отпускает. Стихи приходят, их нужно записать. Далее начинается шлифовка: уточнение смыслов, графическое выравнивание стихотворения, наполнение его пунктуационными знаками или отказ от них (у поэтессы много произведений, в которых нет знаков препинания. — Авт.). Все зависит от стихотворения, каким оно хочет быть.

Всегда перед чистым листом

— Написание стиха — это всегда путь в темноте, на ощупь, причем не знаешь, куда идти и как лучше выразить то, что хочешь сказать, — говорит Артем Морс. — Несмотря на опыт и количество лет, которое я этим занимаюсь, всегда оказываюсь перед чистым листом и заново изобретаю свой язык поэзии. Это удивительное занятие, благодаря которому открываю в себе то, чего еще не знал ни о себе, ни об этом мире, и высказать другими словами, кроме как поэзией, я бы не смог.

морс

Артем Морс — победитель международного конкурса стихотворений, посвященных Борису Пастернаку, соорганизатор проекта «Поэты в городе». Стихи пишет более 20 лет. Они ценны своей глубиной и философским осмыслением повседневности. Найти строки Морса можно во множестве российских и зарубежных литературных журналов, а также в его книгах «Из темнеющего сада», «Другими словами», «Что музыка». В 2022 году Артем вместе с поэтессой Светланой Михеевой выступил составителем еще одного интересного сборника — «Свободные стихи. Антология современного иркутского верлибра».

— В книгу вошли произведения 21 автора из Иркутской области, мои и Светланы в том числе, — рассказывает Артем. — Выбор напечатать книгу только верлибров для многих стал неожиданным. Мы хотели показать, что свободный стих — самостоятельная форма организации поэтической речи, и эта техника сложения стиха не менее интересна. Была и другая задача — показать молодым авторам, что так тоже можно писать, что не только рифма является определяющей составляющей поэзии.

Работа с молодыми писателями и поэтами для Артема Морса — одно из направлений его деятельности. Он часто бывает в жюри творческих конкурсов, проводит разборы текстов в качестве соведущего литстудии «Слово». В прошлом году стал редактором литературно-художественного альманаха для юношества «Первоцвет», который является стартовой площадкой для начинающих авторов Приангарья. Именно он вычитывает, отбирает и редактирует присланные школьниками до 18 лет и молодыми людьми от 18 до 30 стихи, рассказы, повести.

— О чем пишет молодежь? О любви, о жизни и красоте родного края, — делится редактор. — Если говорить о прозе, то тут очевидна тенденция авторов к фантастике: придуманы интересные сюжеты и истории, которые происходят не с нами и не в наше время, но они очень любопытные.

 

 

 

 

2 Отзывов по “Душа просит взяться за перо ”

  1. Геннадий Павлович 06.03.2023 в 11:44 #

    Много творческих людей в Иркутске, оказывается. Приятно знать

  2. Вика Н. 06.03.2023 в 11:47 #

    Интересненько. надо почитать стихи местных авторов)

Добавить комментарий