Фото: архив Иркутской области

Знаменитую троицу — Труса, Балбеса и Бывалого — Леонид Гайдай придумал на чердаке отчего дома в Иркутске

«Нинок, ты послушай, как это смешно! — воскликнул Леонид Гайдай, подбегая к жене и тряся газетой «Правда». — Бежит пес — два метра пленки, за ним Бывалый — три метра, оглядывается — 1,5 метра. Общий план — бегут все»… Кто-то бы покрутил пальцем у виска, но только не актриса Нина Гребешкова, с полуслова понимающая мужа.
Именно так на чердаке родительского дома в Иркутске и родился сюжет короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс». Немая десятиминутка в одночасье прославила не только Труса, Балбеса и Бывалого, но и неизвестного до того момента кинорежиссера Гайдая. А ведь ему было уже 37 (!) и верить в мечту, что однажды увидит свои фильмы на широком экране, почти отчаялся.
Мастеру комедии Леониду Гайдаю 30 января исполнилось бы 100 лет. «Комсомолка» собрала факты о его непростом пути к успеху.

Убрали из спектакля из-за реакции зрителей
Старенький, выцветший деревянный дом в спальном районе Иркутска. На заборе — рекламный баннер, на калитке чудом сохранившаяся табличка «Для писем и газет. Получатель — Гайдай И.». Только она и напоминает, что здесь когда-то жила семья Гайдаев.
Родовое гнездо своими руками построил в 1937 году Иов Исидорович, отец знаменитого кинорежиссера. В Сибирь вместе с женой и тремя ребятишками — Александром, Августиной и Леонидом — перебрался после окончания срока ссылки, которую за ведение революционной деятельности отбывал в Амурской области. В дальневосточном городке Свободном Иов Исидирович женился, там же родились и дети. Младший, Леонид, появился на свет 30 января 1923 года.
После окончания школы Леонид Гайдай устроился в Иркутский драмтеатр, но не артистом, а рабочим сцены — устанавливал декорации, открывал и закрывал занавес. Потом началась война. Леня ушел на фронт. Вернулся в 1944-м по ранению и поступил в театральную студию при драмтеатре. Фото, которое раньше нигде не публиковалось, неожиданно обнаружили в архиве в личном деле актера Л. Гайдая.
— Сохранилось в отделе кадровой работы драмтеатра. Там же есть сведения, что один из первых спектаклей, в котором был занят Гайдай, это «Госпожа министерша», — рассказывает сотрудница архива Иркутской области Анна Сердюкова. — Леонид выходил на сцену в образе мальчика, одетого в шорты и рубашку, хотя на тот момент был уже взрослым человеком. Он настолько комично и несуразно выглядел в этом образе, что когда появлялся на сцене, зрители просто лежали от хохота! Причем роль была без слов, немая. Доиграть спектакль после такого было сложно, и тогда роль Леонида Гайдая попросту вычеркнули.
Второй неизвестный ранее факт о кинорежиссере Гайдае — служба в рядах Красной армии во время Великой Отечественной войны. Ушел на фронт, кстати, добровольцем в феврале 1942-го. Правда, сначала попал на границу с Монголией — объезжал диких лошадей. Помните, в «Кавказской пленнице» Шурик ехал на осле, а ноги волочились по земле? Это воспоминание Гайдая о монгольском периоде: он был высоким, 180 см, а местные лошадки низкорослыми… С Западного фронта разведчик Гайдай вернулся в 1944-м с медалью «За боевые заслуги» и инвалидностью — подорвался на мине. И прямо на костылях — в драмтеатр.
— Это справка о полученном на фронте ранении и освобождении от воинской службы, — поясняет Анна Сердюкова. — Когда нам ее передали, мы обратили внимание на фотографию. Молодой человек на ней показался таким знакомым! Присмотрелись — Леонид Гайдай! Фотография довольно нетипичная и ранее нигде не встречалась.
Третий, вновь обретенный документ об иркутской жизни Гайдая, — статейный список (документ полицейского учета. Такие составлялись на лиц, приговоренных к ссылке и каторге. — Ред.) его отца Иова Гайдая. Датирован 1908 годом. Его обнаружили совершено случайно, когда по запросу одного из иркутян искали информацию о его предках. И ценность опять же не в самом документе, а снова в фото. Это редкие дореволюционные снимки молодого Иова Исидоровича.

«За комедию больше не возьмусь»
Актером в иркутской драме Гайдай проработал всего пару лет, а потом отправился покорять Москву! Поступил во ВГИК, окончил его в 1955-м, в 32 года, и стал режиссером на «Мосфильме». В декабре 1960-го Леонид Иович прилетел к родителям не просто в гости, а потому что «заболел».
На тот момент в копилке будущего признанного мастера комедии было всего две заслуживающие внимания режиссерские работы. Первая — «Долгий путь» по рассказам Владимира Короленко. Эту ленту посмотрел знаменитый Михаил Ромм. Пригласил Гайдая в собственную мастерскую на «Мосфильме» и предложил снять комедию. Гайдай снял — в 1958-м «Жениха с того света».
В картине, к слову, снялись Георгий Вицин — будущий Трус из легендарной троицы, и Ростислав Плятт. Оба уже были на пике популярности. Вот только ленту это не спасло. Картина высмеивала советских бюрократов. Сатира была смешной и едкой, что чиновникам, конечно, совсем не понравилась. За «Жениха с того света» взялись с ножницами — убрали большинство сцен, все самое интересное. Самого Гайдая этим резали по живому…
«Я тогда встретил Леню совершенно измотанного и больного… — рассказывал его однокурсник по ВГИКу Иван Фролов. — Он собирался на минеральные воды. На прощание заявил: «За комедию больше не возьмусь».
В растрепанных чувствах Гайдай вместе с женой, актрисой Ниной Гребешковой, приехал в свое место силы — к родителям в Иркутск.
— Будучи в плохом настроении, он по привычке поднялся на чердак, чтобы посидеть в уединении, и в кипе старых газет вдруг наткнулся на забавный фельетон в газете «Правда»… — рассказывает директор Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова Сергей Дубровин.
Фельетон так и назывался — «Пес Барбос и необычный кросс», автор — украинский и советский писатель Степан Олейник. Сюжет — точь-в-точь как в короткометражке, а на иллюстрации — нарисованная троица, невероятно похожая на будущих героев Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунов!
Сценарий «Пса Барбоса и необычного кросса» Гайдай написал сам, и имена персонажам придумал — Трус, Балбес и Бывалый. Премьера состоялась в 1961 году на закрытии Московского кинофестиваля. Лента «Пес Барбос и необычный кросс» стала хитом! Ее крутили во всех кинотеатрах Советского Союза и номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Более того, пленку купили более 100 стран мира!
Правда, есть и другая версия рождения шедевра — более приземленная. Исследователь иркутской биографии Гайдая Владимир Березин выяснил, что фельетон действительно напечатали в «Правде». Но только вышла газета в апреле 1960-го, то есть попала в руки Гайдая сразу после выхода в свет, а не пылилась на чердаке годами, ожидая звездного часа. Фельетон про пса Барбоса Леониду показал его отец, первым прочитавший газету (свежую!). А все остальное — красивая легенда и мифотворчество…
Так или иначе, но карьера Гайдая пошла вверх. И круто! В том же 1961-м на экраны выходят «Самогонщики» с уже известными персонажами — Трусом, Балбесом и Бывалым. А дальше только шедевры — любимые «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и многие другие.

2 Отзывов по “Знаменитую троицу — Труса, Балбеса и Бывалого — Леонид Гайдай придумал на чердаке отчего дома в Иркутске”

  1. Женя Сергеева 06.03.2023 в 11:48 #

    А ведь многие даже не знают, что Гайдай связан с /Иркутском. спасибо за интересный материал!

  2. Рома 06.03.2023 в 11:48 #

    Неожиданный факт. Не знал

Добавить комментарий