Фото: Предоставлено Иркутским академическим драматическим театром им. Н.П. Охлопкова.

Театр — это мистика

Что происходит в Вероне после трагической гибели Ромео и Джульетты? Возможно, у вас есть своя версия событий. Тогда можете сравнить ее с тем, как увидели продолжение бессмертной истории в Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова.

Режиссер Геннадий Гущин поставил спектакль «Чума на оба ваши дома» по одноименной пьесе Григория Горина. В завязке действия — под давлением герцога Вероны враждующие семьи заставляют породниться: Монтекки должны предоставить жениха, а Капулетти невесту. Первые выбирают хромого и неблагонадежного Антонио, а вторые уже беременную Розалинду, брошенную отцом ребенка. Ждать ли счастливой развязки на этот раз? Об этом и не только мы спросили у Геннадия Гущина.

— Геннадий Степанович, вы не раз говорили, что давно хотели поставить именно эту пьесу. Время пришло?

— Театр — это история мистическая. Здесь ничего нельзя программировать заранее. Раньше ее что-то отодвигало. Могу найти десяток аргументов, но это будет попытка логически объяснить иррациональное. Пьеса «Чума на оба ваши дома» ждала своего часа. Скажем, поставь я ее до ковида, она бы воспринималась публикой иначе. Так сошлись звезды, что она появилась в репертуаре именно сейчас.

— Пьеса была написана задолго до ковида, но современный зритель видит параллели?

— Конечно. Так бывает, что в гениальных произведениях события предугадываются. Так и в этой пьесе. Когда сегодняшний зритель видит на сцене людей в масках, с обеззараживающими средствами, он сразу реагирует на это — воспоминания еще свежи. И ему понятнее и ближе переживания героев, поскольку еще недавно сам был в подобной ситуации.

— В спектакле очень выразительные костюмы. Не было опасения, что в умах зрителей они затмят все остальное?

— У каждого зрителя в любом случае свое восприятие происходящего. Кто-то костюмы разглядывает, кто-то следит за игрой отдельного героя, а кто-то спит или отбывает повинность рядом с женой, которая настояла на походе в театр. Мы же пытаемся воспроизвести те смыслы, которые вложили в постановку. А кто и как их воспринимает, — почти лотерея. У каждого свой вкус, для всех одинаково прекрасным или ужасным не будешь. И кстати, не всегда аплодисменты — это показатель успеха. Порой даже гробовая тишина показывает, что зритель ошарашен увиденным, что задеты глубины его души.

— На сцене есть особенный персонаж — Некто с аккордеоном. Какой смысл вы в него вложили?

— Я могу рассказать многое об этом персонаже, но это будет навязывание зрителю моего видения. Кстати, именно поэтому я не люблю экранизации по каким-то хорошим литературным произведениям. Когда ты читаешь книгу, работает фантазия, твой внутренний мир, ты представляешь героев, их реакции на происходящее. На экране образ, созданный артистом, — это отчасти навязывание. Своим детям так и говорю: лучше прочитайте, чтобы сложилось собственное восприятие и персонажей, и изложенных событий. Конечно, есть примеры, когда происходит 100-процентное попадание. Так, очень люблю фильм Дзефирелли «Ромео и Джульетта». После его просмотра, когда вновь читаешь пьесу, то представляешь именно образы, созданные великим мастером кино.

— Есть ли в постановке момент, которого вы ждете с особым чувством? Когда появляется ощущение, что сегодня все удалось?

— Спектакль — это долгая дистанция. Есть очень тяжелые, эмоциональные, постановочные вещи. Я понимаю, что если актеры на сцене возьмут определенную высоту, то дальше на этом градусе можно идти до следующей высоты.

Например, как альпинисты поднимаются на Эверест? Они же не сразу это делают. Доходят до определенной площадки и останавливаются на два-три дня, чтобы адаптироваться. Потом следующая точка. В спектакле так же: есть вещи, мощные для артиста. Он должен в этом состоянии пожить, а потом взять следующую высоту и идти дальше. А вот если этого набора высоты нет, значит, сегодня что-то не удалось.

— Зритель меняется? Молодежь ходит в театр?

— Ходит. Я, кстати, очень люблю встречаться со зрителями, разговаривать. Часто ведь как бывает, люди запоминают сюжет, но не всегда могут разглядеть за ним те смыслы, которые мы вкладывали в постановку. На встречах как раз об этом и говорим. Все равно как приходишь в музей и просто смотришь на экспонаты, не зная их истории, символов. Или видишь картину, но не знаешь контекст, не понимаешь всю глубину истории, рассказанной художником на холсте. Меня даже радует, когда спрашивают, задают вопросы. В том числе молодежь, школьники. Значит, не просто отбыли время, а задумались.

— А если приходят без цветов, это огорчает?

— Я понимаю зрителя: билет нужно купить, да еще и цветы — для многих это значительные траты. Когда человек приходит с цветами — это дорогого стоит, но если без — я не обижаюсь. И даже призвал бы не тратиться на цветы, а лучше купить еще один билет в театр.

— Как раз на этот спектакль купить билеты непросто. Они разлетаются мгновенно. И в целом есть ощущение, что спрос превышает предложения…

— По сути, так и есть. Иркутску не хватает театров в целом и мест в зрительных залах. Так, у нас зал на 500 мест, а только в городе 600 тысяч жителей. Простая математика показывает, что на каждого приходится один билет в полтора года. Понятно, что это очень в среднем, но масштаб очевиден. Многие ведь покупают билеты на несколько спектаклей, приходят по второму разу. Приезжают зрители из других городов.

— Финал постановки обнадеживает?

— Можно уверенно сказать, что побеждает любовь.

КСТАТИ

Фраза из пьесы Шекспира

«Чума на оба ваши дома» — крылатая фраза из пьесы «Ромео и Джульетта» Шекспира. В качестве проклятья ее произносит убитый в драке Меркуцио. Помните такого? Может быть, это повод вернуться к произведению и прочитать его еще раз? Или сходить в иркутский драматический, в репертуаре которого есть спектакль «Ромео и Джульетта».

 

 

Еще нет комментариев

Добавить комментарий