2021_В лицее (1)

Секреты лучших педагогов

 

Максим Лавлинский. Фото: личный архив.

 

Конкурсу «Лучший учитель Иркутска» уже больше 30 лет. За это время участие в нем приняли сотни педагогов. В этом году за победу боролись 46 учителей средних общеобразовательных учреждений города. Первое место у педагога по информатике Лицея ИГУ Максима Лавлинского, второе у преподавателя начальных классов Анны Ивановой из школы № 37, третье у учителя английского языка из школы № 30 Елены Шелбогашевой.
Обучение с OR-кодами

Как сделать обучение познавательным и увлекательным, знает педагог начальных классов школы № 37 Анна Ивановна Иванова. Все ее ученики (педагог ведет сразу два класса) знают, что учитель обязательно придумает для них что-то интересное — то рабочие листы с удивительными фактами распечатает, то квест создаст в интернете…

Анна Иванова, школа 37 (1)

— Дети любят, когда им приносишь что-то необычное, — улыбается Анна Ивановна. — Особенно моим школьникам интересно участвовать в интернет-квестах. Я создаю их сама, генерирую OR-код, который размещаю на раздаточном материале, а дома они — на своем телефоне или с телефона родителей — его проходят. Стараюсь подавать материал так, чтобы им было увлекательно. Готовиться к урокам приходится, конечно, каждый день, но когда понимаешь, что информация легко усваивается учениками и видишь тот самый лес рук, — понимаешь, что все не зря.

То, без чего Анна Иванова не видит своей профессии, — это любовь к детям, способность заложить в них такие ценности, как любовь к семье, к Родине, желание учиться и трудиться.

— Моя задача разглядеть в них те самые невидимые струны, о которых говорил педагог-новатор, писатель Василий Сухомлинский: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Для меня это главный смысл моей работы, — говорит Анна Ивановна.

Разглядеть свои собственные струны Анне Ивановне когда-то помог ее педагог — классный руководитель, учитель русского языка и литературы Лиана Павловна Татарникова.

— Благодаря именно ей я захотела преподавать, — делится иркутянка. — Окончив школу в 1990 году, поступила в педучилище. Вернулась в стены родной школы уже в качестве педагога и преподаю здесь уже 30 лет.

Конечно, в жизни учителя есть не только рабочие будни. Мама двоих детей в свободное время увлекается фитнесом, танцует фламенко, участвует в конкурсах. И этим она тоже подает пример своим ученикам.
Геймификация обучения

Что сегодня интересует большинство школьников от мала до велика? Конечно же компьютерные игры. И как показывает практика, использование игровых элементов в образовательном процессе — технология геймификации — очень помогает. Такой подход за основу проведения уроков и взяла учитель английского языка школы № 30 Елена Шелбогашева. Распечатала жетончики, придумала задания.

Елена Викторовна, школа 30 (1)

— Я преподаю английский язык у детей со 2-го по 11-й класс. Так вот, вместе с ребятами придумываем историю, сюжет — например, помогаем герою выполнять какое-либо задание, — рассказывает Елена Викторовна. — Детям нравится сама подача. За задания ученики получают жетончики. Их можно обменивать, как в игре: если, допустим, не успел вовремя сделать домашнюю работу, то ее можно отсрочить за определенное количество жетончиков, или повысить балл оценки, если у тебя много жетонов за прошлые задания. Такие моменты создают ту самую необходимую всем учителям заинтересованность детей в предмете. Гемификация — это новое веяние, и я только учусь его применять.

Кстати, именно собственное развитие, как считает педагог, — один из пунктов достижения успеха в ее профессии.

— Конечно, научить английскому языку — одна из моих задач, но главное — это воспитать гражданина, хорошего человека. Делать это можно даже в рамках моего предмета, ведь мы часто обсуждаем разные темы — экологические, социальные.

Свободное время Елена Викторовна уделяет семье, у нее двое сыновей — студент и пятиклассник. Она любит путешествовать: набирает группы школьников и путешествует с ними по городам страны, водит в походы. В таких совместных поездках педагог снимает видео, а потом монтирует ролики. Со своим классом Елена Викторовна также снимает видеопоздравления к различным праздникам.
Своим примером

Преодолевать сложности, искать решение трудных задач, выходить из зоны комфорта — всему этому на собственном примере учит ребят победитель конкурса «Лучший учитель года» на городском и региональном уровне преподаватель информатики Лицея ИГУ Максим Лавлинский.

— Педагоги часто подталкивают ребят к активности — к олимпиадам, конкурсам, куда-то сходить, возможно, даже проиграть для опыта, — говорит Максим Викторович. — Для себя я решил, что оставаться при этом в стороне — в теплом классе — это неправильно. Довольно часто сам участвую в конкурсах, чтобы показать ученикам, что принять вызов — это нестрашно. Делюсь потом с ними опытом, психологическими установками, которые помогли мне справиться с волнением. Объясняю, что в конкурсах важен не конечный результат, а общение с лидерами, расширение кругозора, вдохновение.

Учитель считает, что педагог должен донести до воспитанника понимание того, что путь для достижения цели проходит через определенные сложности, которые необходимо преодолеть.

— Не нужно давать сразу решение задачи, — считает Максим Лавлинский. — Школьник должен пройти через определенные этапы. Детям будет интересно, если они сами найдут, откроют, решат. Это заставит их гордиться своим умением и замотивирует на дальнейшие победы, к тому же это формирует способность решать любые жизненные трудности.

Для того чтобы как следует заинтересовать учеников, Максим Лавлинский подробно объясняет, для чего им нужно изучать предмет. Например, в быту программирование не найдет применения, но без него невозможно существование современной цивилизации, начиная от функционирования телефона до работы больших предприятий.

— Главное в профессии учителя — не навредить ребенку, помочь развить качества, которые заложены природой, сделать так, чтобы ему было интересно учиться и образовываться, чтобы такое желание появилось в принципе, — считает педагог. — Учитель не может обучить всем тонкостям предмета и взаимоотношению в обществе, но зародить зерно к образованию, познанию — вот это важно. В моей работе мне помогают два принципа. Один я почерпнул у философа Ральфа Эмерсона: «Секрет успешного воспитания лежит в уважении и любви к ученику», а второй позаимствовал у своего наставника — профессора ИГУ Олега Викторовича Кузьмина: «Учить новое поколение нужно по-новому».

 

 

Еще нет комментариев

Добавить комментарий