Þ

Первый народный мастер в Приангарье

 

«Не мы выбираем бересту, а она нас», — говорит народный мастер России Вера Верхотурова, и сразу становится понятно она творит из бересты. Да еще как творит! Куклы, утварь, браслеты и бижутерия с самоцветами, сумки и даже сандалики для малышей! Смотришь на ее работы и поражаешься.

Вере Ивановне Верхотуровой из Саянска присвоили звание «Народный мастер России». Такое решение приняла комиссия по народному искусству Союза художников России. Для самой мастерицы это стало признанием ее трудов, умений и таланта. Рассказываем, как начался ее интересный путь.

предоставлено Верой Верхотуровой (1)С берестой познакомил коллега

Вера Ивановна всегда хорошо рисовала. Рукоделие у нее в крови — бабушка и мама всегда вязали и шили, а хобби отца — работа с деревом. Но береста действительно выбрала ее.

— Последние два класса в школе я хотела быть юристом, даже на практические занятия к следователю ходила в Ангарске, где в детстве жила с семьей, а вообще я родом из Нижегородской области, — рассказывает Вера Ивановна. — Потом классный руководитель посоветовала мне попробовать поступить в Иркутское училище искусств. Я, когда вошла туда, почувствовала аромат свежей краски, дерева и поняла, что это мое. Окончила его по специальности «преподаватель черчения и рисования». В Саянск приехала в 1980 году. Городу было 10 лет. Много молодежи, маленьких детей. Строились дома, дороги, школы, магазины. Я поступила работать в художественно-оформительскую мастерскую.

Спустя шесть лет семья уехала на север страны и, проработав там некоторое время, вернулась обратно, в Саянск. Это время совпало с перестройкой. Уже не было художественных мастерских, трудно было найти работу.

Þ

Þ

— Бывший коллега, художник, пришел и сказал, что набирает курс по художественной обработке бересты и пригласил меня на работу — учить этому детей, — вспоминает мастерица. — Единственное, что я знала тогда о бересте, что она хорошо горит (улыбается). Категорически ответила ему нет, а утром встала и пошла.

Коллега обучал ее азам, давал несколько уроков вперед. Потом занималась сама, черпала информацию из журналов, вырезок из газет. Книг по бересте не было, интернета тоже. Стала пробовать новые методики и возрождать хорошо забытые старые.

— Видели платочки на моих куклах? Думаете, как можно так завязать бересту, она ведь хрупкая, — интригует Вера Ивановна. — Я ее распариваю, прогреваю феном и только тогда она может завязаться. А северные народы вываривают бересту с костями рыб, тогда она становится еще более мягкой и эластичной, как кожа.

 

Авторский стиль и собственная техника

Народный мастер России работает не только с верхним слоем коры березы, но и владеет другими народными ремеслами — резьбой по дереву, выжиганием, изготовлением тряпичной куклы, еще занимается дизайном и фотографией. Но работа с берестой в приоритете. При этом Вера Верхотурова не только возрождает традиции предыдущих поколений, но идет в ногу со временем. Она одна из первых создателей уникальной техники, вышивки берестяной лентой по бересте.

«В своих работах мастер добивается тончайшей проработки деталей и выразительности рисунка в сюжетных композициях, отражающих человека, животный мир и природу Прибайкалья», — написала в своей рекомендации в Союз художников России председатель иркутского Союза мастеров народного искусства «Оникс» Галина Березина.

Большую роль в формировании личности как мастера в жизни Веры Ивановны как раз играет Союз мастеров «Оникс». Умелица более 25 лет руководит филиалом союза в Саянске, а еще творческим объединением мастеров ДПИ и художников Саянска «Венец Мастеров», который в этом году подтвердил статус народного. Она регулярно участвует в мастер-классах, выставках, лабораториях, конкурсах и фестивалях не только в России, но и за рубежом.

Вера Верхотурова совершенствуется сама и делится знаниями и опытом как с молодежью, так и с опытными мастерами. В ноябре 2021 года в Саянск приезжали ремесленники со всей Иркутской области. Сибирячка провела для них курсы повышения квалификации, организованные Союзом мастеров «Оникс» в рамках президентского гранта. Все они получили сертификат мастера-наставника, что дает им право преподавать и делиться знаниями.

— Есть намерение в скором времени открыть школу творческого роста в Саянске, уже пишу методическую программу, пока сроком на три месяца, — делится планами художник. — Понравится людям, сделаю курсы более продолжительными. В своем городе я провожу занятия каждую среду и субботу. По приглашению провожу мастер-классы в других территориях. Была в Нижнеудинске, Усть-Уде, Ангарске, Иркутске, Зиме, Томске, Усть-Илимске. Приходить на занятия могут как уже что-то умеющие люди, так и абсолютные новички. Например, за час спокойно можно сделать шаркунок — это такая детская игрушка-погремушка. Она внутри полая, туда можно положить, например, горох. Наши предки верили, что шаркунок отгоняет от малыша все недоброе.

Увидеть ее творения иркутяне могут либо на выставках, когда те организуют в Доме Рогаля или Доме ремесел, и обязательно в августе в музее «Тальцы» на Байкальском тракте, где каждый год проходит Международный фестиваль «Хоровод ремесел на земле Иркутской». В течение двух дней мастера, работающие в различных техниках, представляют свои изделия, которые можно даже приобрести.

 

Фото: Вера ВЕРХОТУРОВА

 

2 Отзывов по “Первый народный мастер в Приангарье”

  1. Алевтина Сергеевна 23.01.2023 в 17:15 #

    Очень необычное увлечение!

  2. Семён 23.01.2023 в 17:16 #

    Много в России талантливых мастеров. Приятно, что есть и в наших краях

Добавить комментарий