МИГИ НВФ 446-12 (1) (1)

Первый каменный храм Иркутска, свидетель зарождения града

Правильнее начать историю появления Спасской церкви с освоения здешних земель, с появления Иркутского острога. Летом 1661 года предводитель казаков Яков Похабов писал енисейскому воеводе Ивану Ржевскому: «против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю… тут место самое лутчее, угожее для пашни, и скотинной выпуск, и сенные покосы, и рыбные ловли — все близко».
Тогда на берегу Ангары и был поставлен острог, с которого начался наш город Иркутск. В последствии он перестраивался три раза. Самый первый вариант нынешней столицы Приангарья был крайне мал — всего 8 х 9 саженей, это 17,04 х 19,17 метра.
— Летописи говорят, что русские, начиная с 40-х годов XVII века, по Ангаре плавали, на Байкал ходили, в Забайкалье, но постоянного поселения не было, было зимовье, в котором они останавливались на отдых, но никакого документального или же археологического подтверждения этому нет, — рассказывает старший научный сотрудник музея истории Иркутска им. А.М. Сибирякова Ксения Никонова. — А летописи, как правило, составлялись не участниками событий, а много позже, поэтому год основания Иркутского острога считается именно 1661-м.

град Иркуцкой, предоставлено Музеем истории г. Иркутска

Что представлял собой первый Иркутский острог
Три башни. В первое лето даже стены не успели возвести — не хватило леса. Они появились после первой зимы, так называемая тыновая ограда, ее пример можно увидеть в нынешнем музее «Тальцы» — это когда бревна в вертикальном положении плотно пригнаны друг другу и наверху заострены. Стоит отметить, что острог был сделан наспех — из сырого леса, поэтому очень быстро пришел в негодность, простоял неполных 10 лет.
— Тогдашним градоначальником Андреем Барнешлевым (это был англичанин Уильямс Барнсли на государевой службе) решено было возводить острог заново, при этом увеличив его площадь, так как населению уже становились тесновато в прежних пределах, — рассказывает историк. — Однако этот простоял тоже два десятка лет и снова был перестроен. На этот раз уже куда более основательно. Тыновую ограду заменили на «рубленый городок». Стены представляли собой цепь соединенных между собой срубов, жители острога могли не бояться обстрелов. Сверху на них были мостки, по которым можно было ходить, нести дозор и оборону крепости, наверху имелся зазор — облам, откуда можно было лить кипяток или бросать камни при осаде. Снаружи видны были только окна-бойницы, куда можно было просунуть оружие.
Кого же боялись иркутяне? Нападения монголов, бурят. Времена были непростые, шел раздел территорий. Все боролись за то, кому местное население будет платить дань. Нападения на забайкальские остроги случались, и наши предки решили не пренебрегать безопасностью.
— В документах даже встречается описание осады острога не врагами, а такими же казаками из разных мест иркутской провинции, — рассказывает Ксения Никонова. — Иркутский воевода Савелов задолжал им жалованье за несколько лет. Терпению людей пришел конец, и они приплыли на стругах по Ангаре. Случился кризис власти, Савелов был низложен.
Тогда в Иркутск был отправлен новый воевода Полтев, который по дороге умер. До места добралась его вдова с малолетним сыном, которого срочно назначили новым управляющим, дабы сохранить порядок.
— Конечно, руководил всем не он, — говорит музейный работник. — В то время он был, как сейчас бы сказали, дошкольником. Летописи даже писали, что воевода плакал и просился к матери на руки, потому что был напуган и не понимал, что происходит. «Правил» ребенок три года, до 1699-го.
Конечно, с тех пор город на Ангаре видел еще много градоначальников, но именно в XVII веке Иркутск стал неотъемлемой частью России. На первом чертеже Земли сибирской 1701 года, автором которого являлся Семен Ремизов, «град Иркуцкой» уже есть.
«Бог свершит»
Служилые люди во главе с Яковом Похабовым добирались до земель на Ангаре под церковным знаменем. На нем был изображен Спас Нерукотворный — образ Господа, по преданию, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик. Спас Нерукотворный издревле почитался на Руси, с образа было сделано множество списков. Один из них был у основателей острога. Даже свою отписку о строении Иркутского острога Яков Похабов заканчивает так: «А как Бог свершит наготово острог, о том будет писано в Енисейской острог к воеводе Ивану Ивановичю».
— Шли с Богом, строили с Богом, для русского человека его поддержка была очень важна, — продолжает Ксения Никонова. — Имя Спаса было дано одной из башен Иркутского острога — была в нем Спасская башня, а над ней — часовня, в которой эту хоругвь и поместили основатели города. Долгое время находилась она в надвратной часовне.
Острог рос, население увеличивалось, и часовня уже не вмещала всех желающих. Так, в 1672 году появилась первая Спасская церковь – деревянная, она сгорела в пожаре 1716 года. Но еще за 10 лет до этого в остроге заложили первый каменный храм. И снова его назвали в честь Спаса. Освятили церковь в 1710 году.

С паперти читались указы
К началу XVIII столетия внутри острога было все плотно застроено, население составляло около тысячи человек, поэтому когда решили ставить первую каменную церковь, долго искали место. В итоге условились сделать храм в стене, разобрав ее часть. Кстати, благодаря тому что церковь встроили в стену, историки с точностью могут сказать, где именно стоял Иркутский острог: одна из его стен находилась под проезжей частью улицы Сухэ-Батора, отсюда квадрат 105 х 105 метров и есть место Иркутского острога. Известно, что Богоявленский собор был поставлен уже за его пределами для посадских людей.
— Спасскую церковь строили всем миром, иркутяне приносили яйца, на которых замешивали раствор, — говорит Ксения Никонова. — Руководил постройкой скульптор-зодчий Моисей Долгих, толщина стен храма местами достигает двух метров. Церковь полюбилась всему народу и стала центром притяжения. В церкви крестили и венчали, с ее паперти зачитывали все важные указы, в том числе и царские. На площади возле нее проходили смотры войск, воевать уходили тоже отсюда. На войну с Наполеоном добровольцы отправлялись, обязательно получив благословение.
Спасский храм был уникален с точки зрения архитектуры даже для своего времени. Выполненный в старорусском стиле во времена эпохи Петра Первого, он уже отличался от своих современников и считался немного старомодным. Стоит отметить, что колокольня у церкви появилась позже — в 1758 году. Для того времени это было нормальной практикой.

фото автора2 (1)

Чудом уцелевшая
То, что Иркутск по праву может гордиться тем, что в нем стоит первое и самое старое каменное здание Восточной Сибири, историки называют чудом. Много раз его судьба висела на волоске. Спасским храм пережил землетрясение 1742 года, когда разрушилась колокольня уже стоявшего тогда Богоявленского собора. Храм удалось отбить у пламени во время пожара 1879 года, который уничтожил центральную часть города.
— Застройка была плотная, — говорит Ксения Никонова. — Люди отстояли церковь: поливали водой, убирали деревянные заборы, чтобы ничего не вспыхнуло рядом. Потом, во времена СССР, каким-то чудом храм вошел в список памятников архитектуры и не был снесен в начале 30-х годов. Но потом были три десятилетия варварского использования под склады, без ремонта и должного ухода.
Снова разговоры о сносе религиозного сооружения начались в 1960-х. В Иркутск с визитом приехала архитектор Галина Оранская.
— Она должна была подписать акт, что это обшарпанное строение в центре города необходимо снести, — рассказывает историк. — Но когда Оранская увидела Спасский храм, подписывать документ отказалась и настояла на реставрации. В начале 1960-х согласовывали проекты, потом шли работы. Во время их проведения под слоем известки на стенах храма обнаружили уникальные росписи, датированные концом XVIII — началом XIX века. По старому красочному слою их смогли восстановить.
— Это три картины духовного содержания на восточной стене: крещение местного народа, крещение в иордани Иисуса Христа и причисление к лику святых первого сибирского святого Иннокентия Кульчицкого, — отмечает Ксения Сергеевна. — Также есть небольшие росписи в виде святителя Николы Мирликийского и изображение Спаса Нерукотворного Образа.

Новая жизнь
Полностью здание было отреставрировано в 1979 году. Его передали краеведческому музею. Там открылся выставочный зал, читались лекции. В епархию храм Спаса Нерукотворного Образа вернули только в 2006 году. И началось преображение, которое длится, можно сказать, и по сей день: в 2011-м на куполах появились кресты, в 2015-м в верхнем пределе установили новый иконостас, а в канун нового 2019 года на колокольне храма пошли часы.
— Была восстановлена историческая справедливость, — отмечает Ксения Никонова. — Часы на Спасском храме появились в то же время, что и колокольня, но после революции они были утрачены.
Внутреннее убранство храма продолжается и в наши дни. Недавно здесь установили два больших паникадила (церковная большая люстра).
— В скором времени будем устанавливать и третье, ждем его прибытия со дня на день, — рассказывает настоятель храма Александр Беломестных. — На сегодняшний день богослужения у нас проходят на втором этаже, на первом — занятия воскресной школы, просветительские встречи, беседы, встречи анонимных алкоголиков.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Портреты первых иркутян
У Спасского храма, как и у других церквей до указа 1772 года, в котором обозначалось, что все кладбища впредь должны находиться за городом, был свой погост. Иркутским госуниверситетом, рабочей группой кафедры археологии исторического факультета в 2007 — 2008 годах на территории вокруг церкви проводились раскопки. Археологи нашли более трехсот захоронений конца XVII начала XVIII века.
Этот богатый материал позволил исторически достоверно восстановить головные уборы, разнообразную одежду, украшения и культовые предметы первых иркутян. Проведенная реконструкция лиц по черепу дала подлинный облик тех, кто первым пришел и обустроил Иркутскую землю. В 2011 году в свет вышел альбом «Лица первых иркутян»: это 50 портретов наших предков, останки которых найдены возле Спаса.
Сейчас они покоятся в крипте возле стены Спасской церкви, рядом с тем местом, где когда-то было захоронение. Крипта закрыта памятным камнем с надписью «Основателям Иркутска от благодарных потомков».

НА ЗАМЕТКУ!
Частицы мощей каких святых хранятся в храме
— Св. Николая Чудотворца
— Св. Александра Невского
— Св. Иннокентия Иркутского
— Св. Петра и Февронии
— Св. Серафима Саровского
— Св. Сергия Радонежского
— Блаженной Матроны Московской
— Сербских святых
— Оптинских старцев и др.

 

Еще нет комментариев

Добавить комментарий