37

Казачий край: как в Приангарье сохраняют старинные традиции и культуру

Кто не знает, кому своим появлением обязан Иркутск? Енисейский казак Яков Похабов считается отцом-основателем города. Конечно, сделал он это не в одиночку, а вместе с дружиною. В память о нем и в благодарность — памятник Якову Похабову на набережной Ангары. Но только лишь этим сохранение казачьей истории в регионе не ограничивается. В Приангарье активно работают и развиваются центры культуры. Кто из них сегодня в числе особо отличившихся — об этом в материале газеты «Новости Иркутска».

Первые среди равных

Центр казачьей культуры «Благовест» из Боханского района — образец для подражания. Он стал победителем первого областного конкурса «Лучший центр казачьей культуры Иркутской области».

— Это принесло не только чувство радости, но и прибавило ответственности — планку нужно не просто держать, а повышать, — отмечает руководитель Алексей Беляевский.

Название села, откуда «Благовест» родом, говорящее — Казачье. Здесь в свое время поселились переселенцы. Сегодня в местной школе есть даже казачьи классы, село славится своим вокальным ансамблем «Казачка». Постоянно проводятся различные концерты, детские праздники, образовательные мероприятия. Причем жители села и на районных смотрах не теряются, и на региональных конкурсах в лидерах — всех призов и наград не сосчитать. Поэтому и первенство в конкурсе на лучший центр — не случайность и удача, а закономерность.

Всего же за победу боролись десять муниципальных центров казачьей культуры Приангарья: из Братска, Усть-Илимска, Ангарска, Саянска, а также центры, созданные в Куйтунском, Боханском, Тулунском, Заларинском, Иркутском и Слюдянском районах. Почетные второе и третье места — у «Истока» Ангарского городского округа и «Ладьи» из Братска. Соперники под стать друг другу. Например, «Ладья» — это детская секция «Казачата», девичья группа «Покров», секция практической стрельбы «Ратник» и казачий кадетский класс. Ангарчане не отстают: творчество развивают, в школах работают, фестивали проводят.

31

Вместе — сила

Центры в территориях Приангарья вовсе не предоставлены сами себе. Им в помощь — региональный центр казачьей культуры на базе Иркутского областного Дома народного творчества. Руководитель учреждения Людмила Герда отмечает, что здесь уже долгое время занимаются вопросами развития казачества, наработан необходимый методический материал.

— Мы говорим о том, что центры казачьей культуры должны объединять в себе разные направления: это и культурная, и образовательная, и просветительская деятельность, — говорит Людмила Герда. Создание таких объединений в муниципалитетах — это важная составляющая стратегия государственной политики в отношении российского казачества до 2030 года.

В Иркутской области в этом году запланировано создание еще четырех таких центров — в Киренском, Иркутском, Шелеховском районах и в Усолье-Сибирском.

— Казачья культура — важная и значимая часть этнодостояния России, — уверена Людмила Герда. — Требуется тщательный научный и исследовательский подход к ее изучению. Для того чтобы нести эту культуру в массы, ее нужно хорошо знать. И в этом году министерство области делает все, чтобы на базе Иркутского областного Дома народного творчества создать отдел фольклора и этнографии. Взаимодействие этого отдела и Регионального центра казачьей культуры в ближайшей перспективе даст свои результаты.

24

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Особый артефакт

Один из наиболее ценных экспонатов Иркутского краеведческого музея — это знамя-хоругвь «Спаса Нерукотоворного образа». Его история напрямую связана с казачеством. Как считают в музее, в Восточной Сибири хоругвь могла появиться не ранее 30-х годов XVII века, на реке Илим строилась полноценная крепость-острог. Сейчас на ее месте волны Усть-Илимского водохранилища, а располагавшийся в остроге храм Казанской иконы Божией Матери перевезен в музей «Тальцы». В этом храме до начала ХХ века и хранилась древняя хоругвь с образом Спаса. Каким образом такое знамя оказалось у илимских казаков, пока остается загадкой.

КСТАТИ

В гости в Братск

«Любовь и воля, и казачья доля» — под таким названием в июне прошел фестиваль казачьей культуры в архитектурно-этнографическом музее «Ангарская деревня» в Братске. Праздник собрал представителей казачьих округов — Прибайкальского, Ангарского и Ангаро-Ленского, который стал и главным организатором масштабного события. Место проведения было выбрано неслучайно: Братский острог основал казачий атаман, русский землепроходец Максим Перфильев.

50

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

За партами

В Иркутской области без малого уже два десятка казачьих классов. Например, в Ангарске такой детский коллектив уже целый год существует в школе № 21: восьмиклассники кроме общеобразовательных предметов изучают историю казачества, фольклор, пробуют себя в песнях и танцах. Также предусмотрена строевая подготовка и фланкировка казачьей шашкой. Всего же в таких классах в регионе обучается около 300 подростков.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Наряды и в пир, и в мир

В регионе сохраняются еще и традиции казачьего костюма. Так, на областной конкурс «Казачья справа — 2022» поступило 27 заявок из 12 муниципальных образований — как из крупных городов, так и из сельских территорий. Самой многочисленной стала номинация «Сценический костюм». Лауреатом первой степени стала художник-модельер Ольга Донская из Боханского района. Она досконально изучила электронные архивы, историю казацкого костюма — крой, элементы украшений, поэтому за соответствие работ традициям мастер ручается. Специальным дипломом «За визуализацию мужских казачьих образов России» жюри конкурса отметило вокальный ансамбль «Ведагор» из Ангарска — единственный, пожалуй, не только в городе нефтехимиков, но и далеко за его пределами мужской ансамбль народной песни. Произведения казачьего фольклора составляют значительную часть репертуара этого коллектива.

 

 

 

 

 

Еще нет комментариев

Добавить комментарий