глазковский мост (2)

Иркутск в фактах и цифрах

Известно, что Иркутск был заложен в 1661 году Яковом Похабовым. Но знаете ли вы, что впервые город был отмечен на карте только спустя 6 лет картографом Семеном Ремезовым? А можете ли вы сказать, где, например, положили первый асфальт в городе? В курсе ли, что Глазковский мост, оказывается, памятник, но кому? Поведаем.

Первый асфальт
Итак, первой благоустроенной улицей в городе стала Российская. Раньше она называлась Доронина. Современное покрытие здесь было положено в 1946 году. Буквально на следующий год заасфальтировали Дзержинского, Урицкого и Литвинова. К концу сороковых годов асфальтом были покрыты улицы Ленина, Карла Маркса, Сухэ-Батора, Чкалова, Горького и другие.
Место, где в городе впервые положили асфальт, находится около центральной районной аптеки № 80 по адресу: Карла Марка, 29а (раньше улица именовалась Большой). В августе 1899 года возле аптеки сделали асфальтовый тротуар. В те времена здание было третьей по счету частной аптекой и принадлежало жене купца Василия Жарникова Августине Иосифовне. После того как купец овдовел, то лично начал управлять аптекой. С 2012 года на здании даже красуется мемориальная доска с указанием на Жарникова как на владельца аптеки.

аптека (1) (1)

Самая старая аптека
К слову, об аптеках. Самая первая в Иркутске была открыта еще в XVIII веке и являлась военной. К сожалению, доподлинно не известно, где она находилась. Поэтому старейшей не только Иркутска, но и Сибири считается Аптека № 1 имени Писаревского, расположенная на улице Дзержинского. Построена она была на месте сгоревшей усадьбы 6 марта 1886 года братьями Прейсман. Почему тогда имени Писаревского? Все просто: в апреле 1888 года Моисей Григорьевич Писаревский выкупил ее у братьев, переписал договор на поставку медикаментов на себя и начал вести дело. Занимался этим вплоть до 1916 года. Именно тогда провизор скончался, а у аптеки с 1920-х годов начался новый этап в существовании.

Машины вместо повозок
Первая машина появилась в столице Восточной Сибири в 1899 году. Интересно, что владелец автомобиля, купец Николай Яковлев, устраивал «покатушки» для всех желающих. В 1910-х годах уже насчитывалось 10 машин.
Автобусы же начали ездить по улицам в январе 1926 года. В первый рабочий день было перевезено 208 пассажиров. Они следовали по пути от вокзала до базара, а уже от городского базара в Маратово (Знаменское предместье). Цена проезда по всему маршруту составляла 60 копеек.
В 1935 году стали курсировать первые такси. Проработали они до начала Великой Отечественной войны, а возобновили движение в 1946-м. Тогда они уже больше походили на маршрутки, а плата за проезд была в два раза дороже, чем в автобусе.
Первый трамвай отправился по маршруту в следующем, 1947 году. Интересно, что линии были построены почти без затрат. Как? Рельсы и шпалы предоставила ВСЖД (Восточно-Сибирская железная дорога), а работы проводились силами студентов, заключенных и японских военнопленных. Вагоны были привезены из Ленинграда, правда, пришлось их немного доделать, ведь их доставили из города, пережившего блокаду. Первоначально проезд в трамваях был бесплатным.

IMG_1690 (1)

Берег левый, берег правый
Первым мостом, соединяющим правый берег Ангары с левым, стал Глазковский мост. Его разработка началась в 1906 году, но в дальнейшем ряд трудностей в том числе Первая мировая и Гражданская войны, оттянул начало стройки. Толчком для начала постройки стала смерть Владимира Ленина. Власти города решили, что лучшим памятником для него будет именно мост.
Строительство началось в 1931 году и закончилось спустя пять лет. Таким образом, торжественное открытие моста состоялось 7 ноября 1936 года. Стоит упомянуть и физические характеристики переправы. Ширина сооружения составляет 16 метров. В длину мост вместе со съездами протянулся на целых 1245 метров. Стоит он на пяти речных и на 32 береговых опорах. Постройка была осуществлена благодаря финансовой помощи предприятий города, организаций и простых жителей и обошлась в 43 миллиона рублей.
Но по длине Глазковский мост не является рекордсменом. Его в этом обошел Академический, длина которого составляет 1616 метров. В ширину же он растянулся на 30 метров. Совсем недавно переправа перешагнула отметку в четверть века, ведь была построена в 1996 году.
Иннокентьевский мост (1976 года) в длину чуть превышает километр (1100 метров), а самым коротким мостом является Иркутный. Его построили длиной 295 метров.

КСТАТИ
27 998 гектаров — площадь города, в том числе:
11 950 га — городская застройка
6350 га – леса
2870 га – водные пространства
4260 га — луга и поймы
От 420 до 550 метров — высота земли над уровнем моря

Еще нет комментариев

Добавить комментарий